ГНОСТИЦИЗМ
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ГНОСТИЦИЗМ




ГНОСТИЦИЗМ

(Греч, «знание»)


Философско-религиозное движение IIв. н.э.. Общины гностического толка
существовали главным образом в восточных провинциях Римской империи,
т.е. в Египте, Сирии, Малой Азии. Гностицизм многое заимствовал из
других учений и оказал влияние на ряд традиционных религий, однако
наиболее восприимчивым к нему оказалось мо- . лодое христианство.
Термин «гностицизм» (от греч. gnostikos, «тот, кто обладает гнози-сом,
или тайным знанием») изобрели современные ученые. ведения о гностиках,
которые встречаются в трудах отцов христианской церкви (Ириней, ок.
185г.; Ипполит, ок. 230; Епифаний, ок. 375) и в самих гностических
сочинениях, свидетельствуют о большом разнообразии теологических,
этических учений и ритуалов. Все гностические секты объединяла вера в
искупительную силу эзотерического знания, которое можно обрести не
эмпирическим путем, а в результате божественного откровения. Истоки
гностицизма следует искать в иранском дуализме, аллегорическом
идеализме платоников и апокалиптических учениях некоторых иудейских
мистиков. Многие ученые проводят также аналогии между гностицизмом и
религиями Египта и Месопотамии. Однако подлинного расцвета гностицизм
достиг с приходом христианства. Первый гностик, о котором мы
располагаем относительно достоверными сведениями, известен под именем
Симона Мага. Этот правоверный иудей Iв. впервые ввел фундаментальное
положение гностицизма: зло возникло в результате раскола внутри
Божества. Гностицизм Симона носил по преимуществу иудаистский и
монотеистический характер. Суть же его учения сводилась к тому, что в
основе мира лежит единая Сила, проявляющая себя как Разум. Разум
создает лежащую ниже себя Мысль, обладающую творческой способностью
порождать ангелов и силы, создавшие мир. В процессе творения Мысль,
опускаясь в материю, потеряла контроль за своими созданиями и сама
попала в плен нижнего мира зла. Освобождение этой божественной по
происхождению Мысли и есть цель учения. Во IIв. н.э. в Риме
гностические идеи проповедовал Маркион, богатый судовладелец из
провинции Понт. Он пытался сплотить вокруг себя всех христиан на основе
очищения учения от всех влияний иудаизма и воссоздании подлинного,
боговдохновенного текста Евангелия. Создав на основе Евангелия от Луки
собственное евангелие, он распространял его вместе с десятью также
отредактированными посланиями Павла. В его варианте евангелие не
содержало ни легенды о рождении Иисуса, ни о Иоанне Крестителе. Иисус,
в толковании Маркиона, сошел с небес в 15 год правления Тиберия в
городе Капернаум и выступил с проповедью в синагоге, а затем
проповедовал в Назарете. Он не имел человеческой природы, а был
Воплощенным Логосом Бога, и не мог претерпеть никаких мучений. Ветхий
Завет был отвергнут Маркионом, а Бог Яхве объявлен носителем злого
начала. Мир же, по его представлениям, не имел никакого отношения к
Богу, носителю абсолютного блага, люди не имели никаких проблесков
Божественного Света внутри, а миссия Христа заключалась в спасении
чуждых божеству людей путем выкупа их ценой своей крови. Ни Страшного
Суда, ни Царствия Небесного Маркион не обещал, а призывал к аскетизму,
уходу от мира и безбрачию, чтобы не воспроизводить род человеческий в
этом мире и освободить таким образом выкупленные души. Учение его
широко распространилось в Италии, Сирии, Египте, Аравии. Христианские
богословы объявили Маркиона еретиком, исключили из римской общины и
даже вернули его денежный взнос. Он продолжал свои проповеди, к концу
жизни ему предложили вернуться в общину и вновь обратиться в истинную
веру, но он скончался, не успев выполнить эти требования. С
проникновением гностицизма в эллинистический мир и под влиянием
платоновской философии учение вступило в дуалистическую фазу. Возникла
доктрина, согласно которой материальный мир создан низшим,
несовершенным демиургом. Это учение встречается в Апокрифе Иоанна (нач.
IIв.) и др. документах народного гнозиса, найденных в 1940г. возле
Наг-Хаммади (верхний Египет), а также в Pistis Sophia (гностической
работе IIIв., написанной на коптском языке). Народный гнозис нашел свое
отражение в учениях Валентина, Василида и др. гностических
школ. В остальном в нем чувствуется сильное влияние эллинизма,
христианства и среднего платонизма. Восточный гностицизм развивался
несколько иными путями. Под влиянием зороастризма полугностическая
секта манихеев разработала концепцию абсолютного космического дуализма
духа и материи. Их учение испытало также огромное влияние сирийского
аскетизма, но основой его служил все тот же народный гнозис. Согласно
гностическому взгляду на мир, бессознательное человека является
единосущным Божеству. По трагической случайности человек был заброшен в
мир, совершенно чуждый его истинной сущности. Благодаря откровению
свыше человек может узнать о своем происхождении, своей природе и своей
трансцендентной судьбе. Гностическое откровение следует отличать от
философского постижения (поскольку его нельзя достичь с помощью разума)
и от христианского откровения (поскольку оно не имеет никакого
отношения к истории и Писанию). Гностическое откровение - это
проникновение в тайну самого себя. Мир, состоящий из «злой» материи и
одержимый злыми демонами, не может быть творением доброго Бога.
Гностики считают наш мир иллюзией или же неудачным произведением Яхве,
иудейского демиурга. Таким образом, дольний мир глубоко чужд истинному
Богу; истинный Бог - это неизреченная глубина и молчание, которая не
обладает ни именем, ни качествами; абсолют, источник добрых духов,
образующих плерому, или царство света. Аналогичные представления
встречаются в различных мифах, черпавших материал из многих древних
религий. Однако с их помощью гностики поведали об открытии
бессознательного или духа, который дремлет в человеке до тех пор, пока
его не разбудит Спаситель. Гностические секты IIв. утверждали, что суть
гнозиса изложена в аллегорической форме в иудейских и христианских
религиозных текстах. Многие группы гностиков основывали собственные
школы, которые передавали, толковали и хранили в секрете свое учение.
Между различными сектами существовали серьезные разногласия
относительно обрядов. Некоторые гностики проводили псевдохристианские
евхаристию и крещение, другие отвергали любые формы традиционного
культа, включая молитву, пост и раздачу милостыни. Большим
разнообразием отличались также этические представления гностиков.
Формирование христианской доктрины явилось в значительной степени
реакцией на гностицизм. В противовес гностикам был создан символ веры,
канонизирован Новый Завет, утвержден епископат. Гностиков можно назвать
также первыми теологами; их учения послужили важным подспорьем при
систематизации раннехристианской мысли. Кроме того, гностики сохранили
живое представление о свободе выбора, искуплении и благодати - темах, о
которых христианские авторы на некоторое время забыли. В заключение
уместно напомнить, что выдающий теолог более позднего периода, бл.
Августин, в молодости также был манихеем.

Гностическая стела

Архонт. Гностическая стела, IVв. н.э

Гностическая космология

Реконструкция гностической космологии "Офитов" (от греч. ophis - змея).

Абраксас

Абраксас - тайное божество гностиков, сочетавшее в себе черты Бога и Сатаны (с гностической геммы).






[ Вернуться назад ]

Мистическая Энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=250" > ГНОСТИЦИЗМ </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.22 секунды