ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ОБРЯДЫ МАСОНСТВА (MINOR RITES IN MASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ОБРЯДЫ МАСОНСТВА (MINOR RITES IN MASONRY)




Я не буду приводить здесь весь список Рагона, хотя я и пользовался им
во многих случаях — как, впрочем, и другие — и хотя его даже можно
расширить. В свое время Рагон был серьезным собирателем ритуалов, и
весьма возможно, что он непосредственно был знаком с большинством им
детализированных и переработанных сведений: об остальном он знал по
сообщениям других, но нет оснований подозревать, что он сам привнес в
них какой бы то ни было мифический элемент. Дефекты его каталога
обнаруживают себя в силу вполне объективных, не зависящих от него
причин: они были следствием того, что ему не хватало информации из
первых рук. В результате — тот хаос, в котором слегка разнящиеся друг с
другом названия, приводимые на равных основаниях, могут и не обозначать
разных ритуалов. Для меня, как, думаю, и для читателя, просто имена
степеней и обрядов практически бесполезны. В алфавитном порядке мной
ниже будут представлены те ордена и степени, о которых известно что-то
конкретное, пусть в некоторых случаях не вполне достоверно. Мой список
представляет обряды второстепенной — в той мере, в какой можно вообще
говорить о вто-ростепенности — важности с тем, чтобы не уделять им
отдельного места в основном тексте. Несомненно, что предстоит еще
проделать большую работу касательно континентальных степеней цехового
масонства и большой массы сверхмасонских ритуалов, но сейчас взять на
себя такой труд не представляется возможным, так как списки этих
ритуалов у меня отсутствуют. Континентальные масонские архивы еще
должно тщательно проанализировать как в этом отношении, так и в
некоторых других, и я не лишаю себя надежды, что какое-нибудь подобное
предприятие может быть доведено до конца даже мной, при том условии,
что у меня найдется некоторое количество ревностных помощников за
границей. Хотя я не стремлюсь здесь отыскать то, что можно назвать
великими проявлениями символизма и церемониала, я отдаю себе отчет в
том, что исчерпывающий анализ ритуалов высших степеней жизненно важен
для истории их движения, особенно во Франции и Германии. Quod tenet
nunc teneat donee de medio fiat. И я не уделил бы этим немногим словам
того места, которое они занимают, если бы это привело к тому, что хоть
какие-то из перечисленных мной трудностей были бы устранены.
Вступительное слово. Краткие заметки, представленные мной, конечно же —
не результат подлинного исследования, и в книгу они включены только
лишь для вящей ее полноты: не потому, что я полагаю их первостепенно
важными для подавляющего большинства читателей, но потому, что
читателям могут встретиться просто названия, как с ними сталкивался и
я, и несколько слов для информации, возможно, помогут им, как они бы
помогли в таком случае мне. Я мог бы рассказать о них более подробно в
небольшом количестве случаев, если бы потраченные для этого усилия были
хоть как-то соразмерны с полученным в результате их знанием. Фактически
же, насколько мне известно, само такое знание ничего мало-мальски
важного собой не представляет, и среди таких случаев были ритуалы (1)
мертворожденные, то есть появившиеся лишь на бумаге, причем некоторые
из них не сохранились до наших дней даже в этой форме, (2) не имеющие
никакого значения для общего дела масонства и (3) пребывающие в почти
непроницаемой тьме неясностей, из которой так никогда и не вышли.
Ааронов Дом (Aaron's Band). По А. Дж. Маккею, эта степень появилась в
1824 году по причинам социального характера во всех возможных смыслах
этих слов. По-видимому, она была масонской, хотя даже это не очевидно
по причине совершенно путаного о ней сообщения. Утверждение, что ее
церемониал был аналогичен церемониалу Ордена Великого Первосвященника,
— голословно, так как этот не имеет никакой связи с социальными
аспектами. Основатель степени — Жозеф Керно, живший тогда в Нью-Йорке и
разоблаченный как мошенник Южной юрисдикцией Шотландского обряда. По
некоторым сообщениям, в 1825 году деятельность Ааронова Дома была
запрещена Великим Капитулом Королевской Арки штата Нью-Йорк, однако это
заведомо неточное утверждение, хотя возможно, что Капитул исключал из
своих рядов тех членов, которые
имели к ней отношение. Сам Керно был таким человеком, который вряд ли
бы легко смирился с запретом в отношении как его самого, так и его
начинаний.
Авелиты (Abelites). Это было немецкое изобретение, появившееся, если
верить Клавелю, в 1745 году в Грифсвальде. Другим его названием было
Орден Авеля. О нем рассказывалось в книге (или брошюре), опубликованной
в 1746 году в Лейпциге. У него был свой ритуал, знаки и пароли. По
составу он был масонским, хотя его связь с масонством многими
отрицалась. Его характеризовали и как христианский, нравственный и
филантропический, то есть внешне похожий на масонство как две капли
воды. Подобной аналогией является и его девиз: «Искренность, Дружба и
Надежда». Он не имел никакого исторического влияния, и его известность
никогда не выходила за пределы той местности, в которой он был основан.
Основной источник по данному вопросу — Леннинг.
Азии Совершенные Посвященные (Perfect Initiates of Asia). Информация о
них исходит от Рагона, и я не уверен в том, что она является по
преимуществу его вымыслом. История такова, что некий М. Байель
(Bailleul) в 1821 году приобрел объемистый манускрипт, представлявший
собой перевод с немецкого. Позднее манускрипт перешел в руки Рагона,
который занялся его редакцией вместе с Дезэтаном. Цель сего предприятия
мне не ясна, ведь орден существовал лишь на бумаге как до, так и после
этой модификации, — теперь он, верно, перестал существовать и в этом
качестве. Я подозреваю, что немецкое происхождение обряда сомнительно,
так как обряд — состоявший из семи степеней — по некоторым сведениям
был изобретен в Лионе. Его, видимо, следует отличать от Посвященных
Братьев Азии.
Анонимное Общество (Anonymous Society). Сведения Тори неполны, так как
он ничего не сообщает нам о том, где и когда был основан этот орден на
территории Германии. Он был настолько масонского типа, что численность
его ограничивалась семьюдесятью двумя членами, чьими титулами были
Ученик, Подмастерье и Мастер-масон. В таком виде это описание, конечно,
не подвластно разумению, ведь по идее каждый, кто перемещается на более
высокую степень, должен вытеснить вышестоящего. В этом случае Мастера
должны были бы вообще выходить из состава ордена. Такой порядок
продвижения объяснить довольно затруднительно, и вообще вызывает
удивление, что он мог иметь место в какой бы то ни было ассоциации.
Видимо, приведенное описание означает, что в орден могли быть допущены
владеющие любой цеховой степенью. В остальном Анонимное Общество
сопоставимо с Неизвестными Философами под другой юрисдикцией, и оно
посвящало себя, как и эти последние, изучению оккультных наук.
Говорилось, что таковые занятия проводились под прикрытием
благотворительной деятельности. Владели члены этого общества секретом
философского камня или нет, они всегда раздавали щедрую милостыню.
Среди них был некий Высший Неизвестный (Unknown Superior) —
Гроссмейстер, проживавший в Испании, и именовали его якобы Тахо (Tajo).
Апокалипсиса Орден (Order of Apocalypse). Источники по этому вопросу —
Тори и Регеллини, однако к сведениям, которые они предоставляют,
следует относиться избирательно, и особенно это касается второго. Они в
свою очередь опирались на маркиза де Люше. История такова: некий
Габ-рино (Gabrino), носивший титулы Принц и Монарх Святой Троицы
(Prince of Septenary and Monarch of the Holy Trinity), учредил этот
орден в конце XVII века. Эту дату, если только история не является злой
сатирой на иллюминизм. вполне можно передвинуть на сто лет вперед.
Габрино набрал себе помощников, которые сумели сочинить продолжение
истории Рам-зея о строителях Второго Храма, в труде своем не снимавших
с себя меча. Гербом ордена был обнаженный меч и блистающая звезда. Цели
сего предприятия не указывает никто, однако де Люше, видимо, считал,
что оно имеет революционный характер, ибо из его изложения можно
заключить, что Габрино был религиозным фанатиком, способным на все.
Сообщается также, что некоторые его ученики были арестованы, а сам он
кончил жизнь в сумасшедшем доме.
Бардта обряд (Bahrdt's Rite). Более правильным было бы назвать его
Немецкий Союз. Я упоминаю
о нем лишь постольку, поскольку для вступления в него требовалось быть
масоном, и он был основан двадцатью двумя масонами, которых возглавлял
доктор теологии Карл Фридрих Бардт, ему же, видимо, принадлежала и сама
идея. Он родился в Бишофсверде в 1741 году, а масоном стал в Англии.
История гласит, что жизнь его была беспорядочна и взгляды граничили с
безбожием. Немецкий Союз появился в 1786 году как тайное общество из
шести степеней: (1) Юноша (The Youth), (2) Мужчина (The Man), (3)
Старейшина (The Elder), (4) Meso-polyte, (5) Diocesan, (6) Верховный
(Superior), Руководящий (Superintendent), или Попечитель (Overseer).
Обряд в некотором роде был воплощением компромисса между религией и
неверием и предлагал средний путь между масонством и немецким
иллюминизмом Вейсга- упта. Его основатель хотел сделать целью союза
просвещение человека, победу над предрассудками и наставление на путь
совершенства. Все это очень роднит Бардта с иллюминизмом. Обряд
прекратил свое существование спустя три года, когда за политические
взгляды Бардт был осужден и отправлен в тюрьму. Наиболее ревностные и
преданные члены организации перешли, как того и следовало ожидать, к
Вейсгаупту. Однако в 1784 году начались гонения на самих иллюминатов, и
через пять лет их орден был распущен. Должно сказать, что хотя Немецкий
Союз был построен по образцу последнего, почти ничто не говорит в
пользу того, что в его задачи входила политическая революция.
Блистающей Звезды Орден (Order of the Blazing Star). В 1766 году барон
Чуди опубликовал свою известную работу под названием «L'Etoile
Flamboyante», и Тори приписывает ему же основание в том же году ордена
под этим названием. Предположительно, он состоял из рыцарских степеней
и символически соотносился со временем крестовых походов. Тогда же Чуди
покинул Совет Императоров и вошел в состав Совета Рыцарей Востока
Пирле, чтобы в нем осуществлять свою мечту о масонской реформе. Его
предполагаемый Орден Блистающей Звезды не имеет значения ни для кого,
разве только для исследователей творчества прославленного барона.
Возрожденных Франков Орден (Order of Regenerated Franks). Мне
неизвестно, откуда Маккензи почерпнул сведения об этой ассоциации, но
он относит ее возникновение к 1815 году и говорит, что это произошло во
Франции, а сама она была политической по характеру и масонской по форме
церемоний. Девизом ее было «За Бога, короля и отечество». Упоминаемым в
середине девиза королем был Людовик XVIII.
Востока Орден (Order of the Orient). По словам Тори, обряд под таким
названием появился в 1806 году в Париже, провозглашая свое
происхождение от Рыцарей Храма и преемственность по отношению к
тамплиерской системе. Более подробно об этом ничего не известно, но
поскольку это было то самое время, когда на основании хартии Лармениуса
о своих тампли-ерских притязаниях с великим шумом заявляла организация
Фаб-ре-Палапра, то маловероятно, чтобы тогда же существовала другая
малоизвестная организация с точно такими же притязаниями. Конечно, у
нас нет права говорить об этом с абсолютной уверенностью,однако в
данном случае весьма вероятно, что мы имеем дело с простой путаницей.
Второстепенные мастерские степени (Minor Master Grades). Цеховая
степень Мастера-масона имеет, конечно, в себе некий центральный пункт,
который свойствен всем ее вариантам, однако в остальном разнообразие
этих вариантов, пожалуй, ничуть не меньше, чем разнообразие великих
послушаний, под чьим покровительством они существуют. Более того,
различия зачастую столь значительны, что подразумевают совершенно
другое строение ритуала вокруг одного центрального момента. Легенда
также иногда отличается по содержанию, хотя в основном — лишь в
деталях. Особенно мои замечания касаются Третьей степени в Шотландском
обряде, Строгом Послушании, Обрядах Мемфиса и Мизраима. Здесь я лишь
свидетельствую об этом факте, углубляться же во все детали я не буду.
Второстепенные мастерские степени, о которых пойдет речь, относятся к
другой категории, и некоторые из них я рассматриваю в надлежащем месте
— такие как Избранный Мастер, Ecossais Мастер, Мастер Всех
Символических Лож и т.
д. В основном они принадлежат либо большим обрядам, либо коллекциям.
Кроме них, существуют еще различные отдельные степени и степени,
которые принадлежали ныне уже не существующим обрядам. Обычно наши
знания о них невелики, а часто все, что нам известно, — лишь название.
Примерами их могут служить приводимые ниже титулы, в каковой список не
включены лишь не перечисленные в рамках тех обрядов, к которым они
относятся. А. Столичный Капитул Франции: (1) Великий Мастер Мастеров
(Grand Master of Masters), (2) Частный Мастер (Private Master), (3)
Старшина-Мастер и Судья (Provost Master and Judge), (4) Мастер
Французских Лож (Master of French Lodges). В. Архивы Шотландского
Философского обряда: (1) Совершенный Мастер-Архитектор (Perfect Master
Architect),
(2) Мастер-Коэн (Master Cohen), Великий Мастер Правильных лож (Grand
Master of Regular Lodges), (4) Древний и Величественный Мастер (Ancient
and Sublime Master), (5) Прусский Мастер-Архитектор (Prussian Master
Architect), (6) Египетский Мастер (Egyptian Master), (7)
Каббалистический Мастер (Kabalistic Master), (8) Верховный Избранный
Мастер (Supreme Elect Master). С. Архивы Университета (Archives of the
University): (1) Истинный Мастер, Восток Солнца (True Master, Orient of
the Sun), (2) Прославленный Символический Мастер (Illustrious
Symbolical Master), (3) Великий Мастер Скинии (Grand Master of the
Tabernacle), (4) Мастер Великий Первосвященник (Master Grand High
Priest), (5) Мистический Мастер (Mystic Master), (6) Мастер Восьми
Каббалистических Тайн (Master of Eight Kabalistic Secrets),
(7) Величественный Мастер Ордена Иерусалима (Sublime Master of the
Order of Jerusalem), (8) Мастер Мастеров (Master of Masters), (9)
Совершенный Мастер-Философ (Perfect Master philosopher), (10)
Совершенный Мастер Тайн (Perfect Master of Secrets), (11) Прославленный
Мастер Тайн (Illustrious Master of Secrets). D. Частные коллекции: (1)
Английский Мастер
Лож (English Master of Lodges), (2) Великий Мастер Неаполитанских
Капитулов (Grand Master of Neapolitan Chapters), (3) Совершенный
Английский Мастер (Perfect English Master), (4) Мастер в Совершенной
Архитектуре (Master in Perfect Architecture), (5) Совершенный Мастер
Гамбурга (Perfect Master of Hamburg), (6) Четырежды Почтенный Мастер
(Four Times Worshipful Master), (7) Мастер-Философ Числа Три (Master
Philosopher by the Number Three), (8) Мастер-Философ Числа Девять
(Master Philosopher by the Number Nine), (9) Королевский Мастер Филиппи
(Royal Master of Philippi), (10) Пифагорейский Мастер (Pythagorean
Master).
Вьей-Брю Обряд. О нем, на основании некоторых утверждений, нам
известно: (1) что орден под таким названием был учрежден в 1743 году в
Тулузе Сэмюэлем Лок-хартом, приверженцем принца Карла Эдуарда Стюарта,
(2) что он состоял из трех капитулов и девяти степеней, а именно: (а)
Ученика, (Ь) Подмастерья, (с) Мастера-масона, (d) Тайного Мастера,
далее: (е), (f), (g), (h) — четырех избранных степеней, по-другому
никак не описываемых, но содержащих тамп-лиерский элемент, (i) Совета
Ме-нацхим (Menatzchim), представляющего научное масонство, (3) что сам
принц Карл Эдуард даровал ему ряд привилегий, (4) что ему было отказано
в признании со стороны французского Великого Востока в 1804 и 1812
годах «по причине отсутствия этического и научного принципа», и в
доказательство их наличия, действительно, не было ни одного
свидетельства. Название Vielle-Bru должно было означать Верные
Шотландские Масоны (Faithful Scottish Masons), каковая расшифровка
смехотворна. Совершенно очевидно, что указанная дата и обстоятельства
основания фиктивны. Известна еще одна, альтернативная первой дата —
1748 год, но и она также кажется слишком ранней. Еще одно название, под
которым фигурирует обряд, — Ложа Тулузы, — и для которой любая дата
основания после 1735 года вполне возможна. Однако вопрос в целом
остается неясным, и я сомневаюсь, что попытки его разрешить будут щедро
вознаграждены. Обряд, обладающий похожими характеристиками, мог
возникнуть в более позднее время внутри самой ложи, и поддельный патент
Стюарта
стал средством — вообще весьма популярным — подтверждения реальности
столь ранней даты основания обряда.
Герметические Братья Египта (Hermetic Brothers of Egypt). Единственный
источник сведений об этом ордене — Кеннет Маккензи. Я не думаю, что он
существовал где-либо помимо бумаги и воображения Маккензи, который
называл его очень древним оккультным братством, обладающим философским
камнем, эликсиром жизни и т. д., немногочисленным по своему составу.
Маккензи встречал трех лиц, которые намекнули ему о своей
принадлежности к этому ордену. Эта история была слишком фантастичной
даже для его современника-викторианца Вуд-форда, что свидетельствует о
многом.
Герметические степени, великие и малые (Major and Minor Hermetic
Grades). Я не собираюсь здесь придавать одним герметическим степеням
большее значение по сравнению с другими, но небольшое их количество
сравнительно хорошо известно под своими конкретными наименованиями, по
причине их существования в рамках исторически значимых обрядов, в то
время как многие из них были не более чем титулы, никак не раскрывавшие
их сути. В доказательство их распространенности в прошлом я предлагаю
следующую выборку из общего списка Рагона. А. Орден Герметических
Адептов: (1) Рыцарь, (2) Тайный Рыцарь, или Рыцарь Среднего Яруса, (3)
Рыцарь Треугольника, (4) Рыцарь Звезды, (5) Рыцарь Золотой Звезды, (6)
Рыцарь Великого Иеговы, (7) Принц Востока. B. Степени Университета: (1)
Герметический Философ, (2) Компаньон Герметический Философ, (3) Мастер
Герметический Философ, Мастер Герметических Тайн, Герметический
Толкователь, Величественный Герметический Толкователь, (7) Великий
Герметический Казначей, (8) Великий Герметический Канцлер, (9) Брат
Злато-Розового Креста, или Адепт. C. Коллекция Певре: (1) Герметический
Рыцарь, (2) Великий и Величественный Герметический Философ, (3)
Величественный Хранитель Ключа Великой Работы, (4) Герметический
Казначей, (5) Казначей Парацельса. D. Разрозненные степени: (1)
Герметический Масон,
(2) Мастер Изумрудной Скрижали,
(3) Доверенный Парацельса, (4) Философский Rose-Croix, или Вели
чественный Философ, (5) Rose-Croix Германии, или Рыцарь Черного Орла.
Еноха обряд (Rite of Enoch). Здесь мы также обращаемся к Тори, который
сообщает, что некое лицо, скрывавшееся под символическим именем «брат
Енох», опубликовав в 1773 и 1774 годах в Льеже две работы о
франкмасонстве, задумало учредить, или учредило, масонский обряд,
состоявший из четырех степеней, три из которых соответствовали степеням
цехового масонства, а четвертая известна как Архитектор. Ученик, или
Manoune, получал наставления о дружбе и великодушии, Подмастерье, или
Ouvrier, — о верности своему суверену, Мастер — о подчинении, делом
Архитектора было достижение совершенства во всех перечисленных
добродетелях. У обряда была и своя легенда, и она гласила — для тех,
кто был способен смириться с такого рода притязаниями, — что этот орден
был основан Людовиком Добрым в 814 году.
Еще одна масонская реформа. В 1819 году принц Нассау Фридрих, наследник
нидерландского трона и, более того, масонский Гроссмейстер этого
королевства, вознамерился реформировать Орден посредством замены двумя
степенями всех тех, что были созданы к тому времени для расширения,
усовершенствования и завершения степеней цеховых. Первой была степень
Избранный Мастер, при вступлении в которую кандидату задавалось
множество вопросов о Боге, бессмертии, вероисповедании и долге
гражданина. Далее ему объяснялся смысл символического масонства. Второй
была степень Верховный Избранный Мастер, при открытии ложи которой
кандидат обнаруживал, что все офицеры скрыты от него, и тем не менее
скрытый Мастер ложи снова задавал ему вопросы, на этот раз о течениях в
масонстве, за чем следовала нравоучительная речь. После этого завесы
поднимались, и ему объяснялись символы степени. Храм символизировал
человека, и голос невидимого Мастера был голосом совести. Описанная
реформа не привлекла масонов и была принята | лишь несколькими ложами
из уважения к королевскому достоинству и масонскому рангу реформатора.
Реформа — ставшая известной под
именем реформы Нассау — была окончательно забыта, «когда было
провозглашено королевство Бельгийское».
Звезда Сирийских Рыцарей (Star of the Syrian Knights). Обряд
существовал, кажется, лишь на бумаге в коллекции одного из масонских
писателей. Он состоял из трех степеней: (1) Новиция, (2) Посвященного
Рыцаря (Professed Knight), (3) Великого Патриарха.
Иллюминаты Стокгольма (Illu-minati of Stockolm). Этот малоизвестный
орден встречается в обширном и некритически составленном списке
масонских обрядов и степеней Рагона, где он упоминается без каких-либо
пояснений и указания его отличительных черт. Других источников сведений
о существовании этих Иллюминатов нет, вследствие чего ни о дате
основания ордена, ни о его истории ничего нельзя сказать. Однако
известно, что он был создан с целью распространения тех учений, которые
принято связывать с именем Сен-Мартена, что является свидетельством
того чрезвычайного интереса, который прославленный французский мистик
вызывал тогда по всей Европе.
Исправленный Rose-Croix (Rectified Rose-Croix). Немного, пожалуй,
найдется масонских степеней столь часто подвергавшихся изменениям и
переработкам, как степень Rose-Croix, причина же этого в том, что
розенкрейцерство, во всех его определениях, всегда имело большое
влияние. В данном случае мы имеем дело с изобретением доктора Ф. Й. В.
Шредера (1733 1778), который и учредил обряд под указанным названием в
Сар-ребурге около 1769 года. Обряд был посвящен занятиям теософией,
алхимией и магией и включал в себя четыре степени над цеховыми. Сами их
названия ни о чем нам не говорят.
Клермонтский Капитул (Chapter of Clermont). Среди французских авторов
распространена легенда, по которой основание тампли-ерского масонства
было заложено в 1738 году в Лионе. Обычно его относят к «Речи»,
произнесенной Рамзеем, в которой он якобы поведал миру, что
символическое масонство либо было создано рыцарями Храма, либо после
того, как их орден был распущен, они продолжали существовать как
организация, пользуясь новым названием как маскировкой. В
действительности же Рамзей никогда не выдвигал подобных предположений,
и источник лионской легенды — если не говорить о Тори и Клавеле —
лживые спекуляции. История все же имеет продолжение, а именно:
тамплиерскую систему, созданную в Лионе, адаптировал Клермонтский
Капитул. По словам Тори, Капитул был основан в 1754 году в Париже неким
кавалером де Бонвилем, о котором более ничего не известно. Кла-вель
добавляет, что его резиденцией было большое здание под названием «La
Nouvelle France» (Новая Франция), построенное специально для этой цели
в предместье Парижа. Капитул имел три высших степени, помимо степеней
символического масонства: (1) Рыцарь Орла или Избранный Мастер, (2)
Прославленный Рыцарь или Тамплиер, (3) Величественный Прославленный
Рыцарь. Но существуют и альтернативные варианты списка, исключающие
один другой. Полный отчет об этом вопросе дан в моей работе «Secret
Tradition in Freemasonry», т. 1, кн. IV, § 3, к которому и отсылаю
читателя. приведении этой нумерации Кла-вель следует за Тори. Ее можно
сравнить с мифическим обрядом Рамзея, или Rit de Bouillon (Вуль-онским
обрядом), где нумерация выглядит следующим образом: (1) Шотландский
Мастер, (2) Но-виций, (3) Рыцарь Храма. На самом же деле это — степени
Строгого Послушания, следующие сразу за цеховыми. Лично я считаю, что о
ритуалах Клермонта нам ничего или почти ничего не известно. В абсолютно
таком же положении мы находимся и относительно значения — если таковое
есть вообще — названия обряда. Версии гласят, (1) что название
«Клермонтский Капитул» объясняется тем, что в непосредственной близости
от места собраний располагалась иезуитская коллегия под таким
названием, однако это совсем нелепо, (2) что Капитул является
продолжением «некого Иезуитского капитула масонов высших степеней».
Хотя нет ничего невероятного в гипотезе о католическом вмешательстве с
целью направить развитие масонства, абсолютно очевидно, что пораженный
в своих правах Орден Храма не мог быть ассимилирован иезуитами, чтобы
продолжить свою деятельность от их лица под маской масонства,
равно как они и не учреждали ни обрядов, ни степеней для символического
отмщения за рыцарей Храма папе и королю, подвергших их гонениям.
Относительно Клермонтского Капитула далее говорится, что виднейшие
французские масоны тяжело переживали раздоры, потрясавшие цеховое
масонство, и поэтому с радостью нашли себе убежище в системе рыцарских
степеней. Успех, которым пользовался Капитул,был так велик, что к 1758
году он прекратил свое существование, войдя, как предполагается, в
состав Совета Императоров, действительно организованного в том же году,
но не включавшего в себя никаких степеней Клермонтского Капитула.
Смотри мою упомянутую работу, кн. IV, § 4. В работах таких авторов, как
Джон Йаркер, Клермонтское масонство приобретает преувеличенное
историческое значение, но, принимая во внимание очевидные факты, само
существование этого Капитула проблематично настолько же, насколько и
Rit de Bouillon Рамзея.
Клирики Строгого Послушания (Clercs of the Strict Observance). Иные
названия — Клерикальные Рыцари Тамплиеры, Clerici Ori-dinis Templarii,
или Духовная Ветвь Тамплиеров. Рагон ошибочно называл эту организацию
Клириками Слабого Послушания. Можно указать несколько источников, но
вполне достаточно будет сослаться на Леннинга и Клаве-ля — они не хуже
и не лучше остальных. Они объясняли это учреждение (1) как модификацию
Строгого Послушания, (2) как возникшую в его рамках «секту» и (3) как
попытку восстановления священнического аспекта оригинального Ордена
Тамплиеров. Оно было изобретением Штарка (Starck), о личности и
взглядах которого мы узнаем несколько позже. Предположение Вудфорда о
том, что обряд соединял в себе теософию, алхимию и магию, кажется,
лишено оснований. Обряд имел четыре степени, следующих за цеховыми,
именно: (1) Младшего Шотландского Мастера, (2) Старшего Шотландского
Мастера, или Рыцаря Св. Андрея, (3) Провинциального Капитуляра Красного
Креста, (4) Мага, или Рыцаря Чистоты и Света. Последняя подразделялась
на пять секций: (1) Рыцарь-Новиций Третьего Года, (2) Рыцарь-Новиций
Пятого Года, (3) Рыцарь-Новиций Седьмого Года, (4) Левит, (5)
Священник. Обряд был основан в 1767 году, в 1768 году произошло что-то
вроде его объединения со Строгим Послушанием. Однако в 1775 году
Клерикальные Рыцари на Брауншвейгском конгрессе или сразу после него
объявили о своей независимости. По словам Рагона, обряд прекратил свое
существование в 1800 году — дата, которую отрицает, и, я думаю, не без
основания, большинство исследователей. Нет сомнений, что это случилось
гораздо раньше, и, кроме этого, не сохранилось никаких свидетельств
какого бы то ни было его влияния в какой бы то ни было области. К
сожалению, ни у одного масонского историка, писавшего на эту тему,
нельзя найти сведений о его ритуалах, и вследствие этого наши познания
об этом обряде и его целях чрезвычайно ограниченны. В ином случае я бы
рассмотрел эту так называемую схизму в связи с собственно Строгим
Послушанием. Но раз все сложилось именно таким образом, то остается
только добавить, что обряд Строгого Послушания достиг больших высот
своей духовности скорее под влиянием лионских мартинистов,
осуществивших в XVIII веке его преобразование.
Конкордисты. В 1790 году было учреждено Общество Добродетели в качестве
своеобразного наследника немецких иллюминатов, и когда, примерно в 1800
году его деятельность подошла к концу, из его останков возникло
Общество Конкордистов, местом рождения которого была Пруссия. Основал
его некто по фамилии Ланг (Lang). В 1812 году оно было запрещено по
политическим мотивам. Я не знаю, было ли оно масонским по своему
составу, но данная версия может иметь какой-то смысл, если учесть
позднейшие связи, существовавшие между иллюминатами и нашим
символическим Братством. Главный источник в данном вопросе — Тори.
Лазаря масонский Орден (Masonic Order of Lazarus). Мне это название
встретилось лишь однажды, и единственная известная мне подробность о
нем состоит в том, что клейнодом его был изумрудный крест, надеваемый
на шею. Такое же название в свое время носил рыцарский союз, основанный
в Иерусалиме в первой половине XII столетия. В 1617 году
Сен-Венсан де Поль (St. Vincent de Paul) учредил в Париже религиозную
конгрегацию под тем же названием, которая существует и поныне.
Магнетическое Масонство (Magnetic Masonry). Поскольку Антон Месмер и
его бессмертное искусство принадлежат к тому времени, когда французское
масонство высших степеней достигло своего апогея, и в силу того, что он
был для своих преданных последователей чем-то вроде вождя, для всего
Братства не было ничего более желанного — из того, что могло бы
поддержать Искусство, — чем создание по крайней мере одной степени для
сохранения в ней таинств животного магнетизма и учреждение центра
исцеления, который бы был полезен и для целей посвящения. Так появился
Орден Вселенской Гармонии. Это случилось в 1782 году в Париже. Главной
задачей, по словам Клавеля, было такое ритуальное очищение его членов,
которое подготовило бы их к магнетическому апостольству. Парижская
инициатива была подхвачена в Версале, Лионе, Бордо, Гренобле, Нанси,
Марселе, Мее и Страсбурге, и к 1784 году все они стали центрами Ордена.
И все же это была лишь мода, продиктованная временем, о которой все
совершенно позабыли с приходом Французской резолюции, Маккен-зи вслед
за Рагоном торжественно называет ато явление Медицинским масонством.
Существовало два Ордена Гармонии, но ни один из них не был связан с
искусством исцеления, как существовало и несколько независимых степеней
предполагаемого терапевтического характера. Их полное перечисление
бессмысленно, так как все они представляют собой лишь названия и ничего
более. Лечебная сторона была, конечно, и у Египетского обряда
Калиостро, но о нем есть подробный рассказ в другой части данной книги.
Мелезино обряд (Rite of Me-lesino). Греческий масон, носящий это имя, в
свое время вступил в русскую армию и дослужился там до высокой
должности. В 1765 году он основал масонский обряд, имевший следующие
степени над цеховым масонством: (1) Мистическая Арка, (2) Шотландский
Мастер и Рыцарь, (3) Философ и (4) Священник Храма, или Первосвященник.
По словам Маккензи, Обряд Мелезино был построен на экзотерических
учениях так называемого Ор дена Исмаила, но если последний и был чем-то
большим, чем просто бумаяшая фикция, рожденная фантазией ее глазного
историка, то я совершение- уверен в том, что он не миг существовать в
середине XV11I века. Возможно, как говорит некоторые, ото была
Маккен-Lsiiuaii «комета на сезон*, псевдо-масонское «йцо, из которого
nw-когда не вылупится цыпленок. По еще одной версии, обряд Мелези но
был смесью гностицизма, ма гии, герметической философии и каббалистики.
Далее говорится, что священническая степень была розенкрейцерской по
духу, однако нет никаких подтверждающих это свидетельств.
МИСТИЧЕСКИЙ Ввнец (The Mystic Crows). Речь идет не о Кетер, венчающей
Древо сефирит, В Ордене, основанном в 1787 году в Париже
последователями и учения Месмер, ВОЗМОЖНО, для практики его методов
исцеления. Мистический венец, был у тех, кто в совершенстве владел
этими методами. Необходимой квалификацией для вступления была степень
Мастера-масона, Братья именовались Рыцарями и Компаньонами — вот уж
поистине магнетическое рыцарство. Согласно некоторым сомнительным
источникам, общество все еще существовало к 1838 году. Мистического
Масона Орден.
Источником сведений о факте существования этой ассоциации является
«Энциклопедия» Роберта Макоя, изданная в Нью-Йорке. Она, однако, ничего
не сообщает нам о дате и месте ее основания. Орден состоял из трех
степеней Йоркского обряда в их изменен ной версии, названия которых;
Мистический Ученик, Мистический Подмастерье и Мистический Мастер-масон.
Было бы любопытно ознакомиться с ритуалами и определить, какого рода
мистицизм они воплощают. Символизм ордена, похоже, определял духовный
смысл четырех сторон света. Мне он кажется американским вымыслом.
Мистической Святыни Орден (Order of the Mystic Shrine). Квазивосточная
организация, основанная в Америке, предположительно в 1871 году, когда
У. Дж. Флоренс (Florence) познакомил с ней различных масонов высших
степеней Шотландского обряда, и в частности Уолтера М. Флеминга
(Fleming), члена Тридцать третьей
степени. Не стоит и говорить, что ордену приписывалось древнее
происхождение, и местом, где он возник в незапамятные времена,
считалась Аравия. В 1876 году был основан Имперский Совет, в котором
Флеминг занимал должность первого Имперского Властителя на протяжении
семнадцати лет. Братья называются Благородными, а Офицеры Храма
образуют Диван. Орден имел «сногсшибательный* успех, ни, с другой
стороны, он не оказался «халифом на чае»_, широко распространившись в
Соеди ненных Штатах, каковые и являются основным местом его пребывания.
Насколько мне известно, орден имеет зеего одну степень. Для ее
получения требуется быть масоном, в это — единственное связующее звено
между ею и масонским орденом. В 1900 году Флеминг предпринял
путешествие по Востоку, дабы придать ордену, служению которому он отдал
столько сил, реальный оттенок восточного колорита, «History of the
Imperial Council» (История Имперского Совета) была опубликована а 1919
году!
Моравской масонство. Мы JH»-ем, что Царствие Небесное подобно
горчичному зерну. Тем, во что может быть воплощено это зерно, а также и
Царствие, были озабочены некие Моравские Братья, которые также были
масонами, и они основали п 17У9 году Собратство Мс-равекизс Братьев
Ордена Рели гиозных Ф оанкмасонов, иначе называемое Орден Горчичного
Зерна. Место основания — Верхняя Лужица, где само это религиозное
движение родилось около 1722 года, под покровительством графа
Цин-нендорфа, заинтересовавшегося идеей учреждения масонской
организации. Он хотел осуществить эксперимент по основанию секты и
распространения Царствия Небесного посредством масонских каналов. Не
следует рассматривать это как ранний пример движения высших степеней,
скорее это была особая ассоциация, просуществовавшая очень недолгий
срок в сердце Масонского ордена.
Никотиатов Орден (Order of Nicotiates). Клавель, предоставляющий о нем
сведения, приписывает ему масонские характеристики и сообщает, что
орден придерживался пифагорейской доктрины. Ни дата, ни место
основания, ни личность основателя неизвестны, равно как ничего не
сообщается о его истории.
Оливковая Ветвь на Востоке (The Olive Brance in the East). В году 1835
или около того в Бомбее, когда Джеймс Варне был Провинциальным
Гроссмейстером Индии, он как историк Ордена Тамплиеров и, возможно,
масон высших степеней, как, впрочем, и их Великий Офицер, глубоко
сожалел о том факте, что масонское христи анское рыцарство существует,
так сказать, за закрытыми дверьми, не допуская к себе туземных масонов.
Поэтому в качестве замены он создал это братство, в состав КОТОРОГО
вошли три класс. степени: (1) Новиций, (2) Компа-ньон, (3) Офицер. Для
первой на них местному масону была ходнма квалификация Ученика, для
второй — Мастера масона, а получение Королевской Арки га-рактировало
третью. Я не владею информацией о том, каким обра зом Братство
Оливковий Ветви собиралось заменить этими степенями масонское
рыцарство. По одним источникам, какое-то время эксперимент был успешен,
другие же сообщают, что он не получил одобрения. Так или иначе, вскоре
от него остались одни воспоминания.
Орден Палестины (Order of Palestine), Стало уже привычкой говорить о
тайном масонском сообществе под этим именем, опираясь па барона Чуди и
его «Etoile Flaiiibuyante», как об историческом факте, или по крайней
как если бы оно могло бы быть таковым. Наличие самого минимального
критического подхода позволило бы тем, Кто повторяет подобные сведения
иа уст и ус следуя при этом даже больше друз другу, чем оригинальному
автору, — увидеть, что Рыцари Утра и Палестины барона Чуди были
настолько же мифичны, насколько и всякое другое предание, служащее
основанием для всех тех степеней, с которыми мы вообще знакомы. Этот
литературный алхимик из Меца попросту выдвигал свой главный тезис о
возникновении, существовании и преемственности герметической традиции
под знаком, по его мнению, масонства. Даже для таких людей, как Вудфорд
и Маккензи, очевидно, что орден рыцарства не мог существовать прежде
возникновения самого рыцарства, однако Рыцари Утра, по предположениям
их создателя, появились
на самой заре христианской эры. Далее говорится, что кавалер Рамзей
унаследовал от легендарного Ордена Палестины часть своей системы.
Вместе с тем об Ордене ничего не было известно вплоть до 1766 года,
когда впервые увидела свет «L'Etoile Flam-boyante». Хотя, возможно, это
и частности, но знаменитая «Речь» была произнесена в 1737 году. Я не
склонен предположить, что барон Чуди когда-либо материализовал свою
гипотезу в ритуале, и если так оно и есть, то его вдохновением
воспользовался некто неизвестный. Таким образом у нас и появилась
Шестьдесят третья степень Обряда Мизраима, встречающаяся также в другой
коллекции.
Первосвященства Орден (Order of High Priesthood). Эту степень называют
почетной, и присваивалась она, видимо, за особые заслуги исключительно
в Соединенных Штатах Первосвященнику Капитула Королевский Арки, которая
была для этого ордена основной квалификацией. О ней впервые упоминается
во втором издании «Наставника» Уэбба (Webb), увидевшем свет в 1802
году, но говорят, что учреждена она была еще в начале 1799 года Уэббом
совместно с коадъюторами Генерального Великого Капитула, США. Это
особое рукоположение, связанное с елеепомазанием, которое дополняется
специальным священнодействием, связывающим первое с известной историей
о Мельхиседеке. Степень была задумана как часть церемонии утверждения
Первосвященника, который есть Первый Принципал (Principal) всякого
Капитула Королевской Арки в Соединенных Штатах. Начиная с 1853 года она
стала присуждаться отдельно, видимо лишь по специальной просьбе, и уже
не являлась условием для вступления в сан. Ей приписывают весьма
величественное содержание.
Пилигримов Общество (Society of Pilgrims). История гласит, что в 1825
году в Лионе был арестованнекий прусский сапожник. Причины ареста
остались неизвестными. Известно лишь, что у него нашли катехизис
Общества Пилигримов, которое, как это явно запечатлено в документе,
имело масонский характер. Источники ничего не сообщают ни о судьбе
сапожника, ни о времени его ареста. До его катехизиса об ордене никто
никогда не слышал, и это единственный документ, в котором есть о нем
упоминание.
Примитивный обряд Нарбонна (Primitive Rite of Narbonne). В 1780 году в
городе Нарбонн действовала Ложа Филадельфа. 19 апреля того же года был
созван конклав под названием Высшие Ордена Свободных и Принятых
Масонов. Результатом встречи было создание Примитивного обряда из
степеней, расположенных над цеховым масонством. В его создании
использовались различные источники, которые не помешали обряду стать
оригинальным изобретением. Существовало всего три класса, из которых
первым было символическое масонство. Второй класс включал в себя: (1)
Совершенного Мастера, или Избранного, или Архитектора, или же Великого
Мастера-Архитектора, (2) Величественного Ecossais, (3) Рыцаря Меча, или
Рыцаря Востока, или Принца Иерусалима. К третьему классу относились
четыре капитула масонства Rose-Croix, посвященных изучению следующего:
(1) предмета ритуала и главной церемониальной процедуры, следуя
некоторым особым для первого капитула принципам, (2) масонской истории
по материалам архивов второго капитула, (3) масонской философии и
нравственности, а также исследованию всего, что могло бы внести вклад в
достижение счастья и благосостояния человека, чему соответствовали цели
третьего капитула, (4) оккультных наук, включая онтологию, психологию,
пневматологию, главным практическим объектом которых являлась
реабилитация и реинтеграция человека интеллектуального в его
изначальной значимости и прерогативе. Это было интересом, преследуемым
в четвертом капитуле, члены которого были удостоены звания Отцов
Rose-Croix Великого Розария (Rose-Croix Fathers of the Grand Rosary).
Это была ранняя переработка доктрины мартинистов, важная как
свидетельство влияния идей сочинения Сен-Мартена «Des Erreurs et de la
Verite» (О заблуждениях и об истине), каковое заявило о себе через
несколько лет после публикации. Клавель и Клосс, самые первые по
времени источники наших знаний об обряде, говорят,что ранее никому не
известный кавалер Пен появился в Нароонне с патентом, датированным
27 декабря 1779 года и дававшим ему право на учреждение обряда. На деле
же обряд был основан Франсуа, маркизом де Шедебьен д'Ама-ном
(Chefdebien d'Amand) (p. 1753). Эти сведения я почерпнул из книги
Бенжамена Фабра «Franciscus Eques a Capite Galeato», 1913. Эта работа —
труд антимасона, делающего ложные выводы на основании истинных фактов,
однако так случилось, что интересующие нас в данном случае документы
попали в его руки. В 1784 году нарбон-нская организация вошла в
Конкордат с прославленным Обрядом Филалетов, действовавшим в Париже, и
документ, это засвидетельствовавший, гласил о единстве целей обеих
организаций. В 1786 году произошло объединение с Великим Востоком, при
этом некоторые члены пошли на открытый раскол и продолжили свою
деятельность вне организации, так как, возможно, считали, что такое
объединение приведет к упадку. В 1818 или 1819 году, по словам Кеннета
Маккензи, обряд был воссоздан в Нидерландах Маршо де Нивелем (Маг-chot
de Nivelles).
Примитивный Шотландский обряд (Primitive Scottish Rite). Маршо де
Нивелю Клавель приписывает основание Примитивного Шотландского обряда в
Бельгии, степени которого числом и отчасти названиями соответствовали
таковым Древнего и Принятого обряда, уже покорившего Европу из своего
центра в Чарльстоне. Маршо де Нивель тогда же учредил свою
соперничающую систему в Намюре в ложе «Bonne Amitie» (Доброе
Дружество), утверждая,
(1) что она основана в 1770 году и что источником ее основания была
Столичная Великая Ложа Эдинбурга. Дата этого основания никем больше не
подтверждается, и упомянутое Великое Послушание никогда не
существовало. Юрисдикция изобретения Маршо, по словам Клавеля, вряд ли
простиралась за пределы Намюра, также ничего не известно о том,
включались ли в него позднее новые степени. Полный оригинальный список
таков: (1) Ученик, (2) Компаньон, (3) Мастер, (4) Совершенный Мастер,
(5) Ирландский Мастер, (6) Избранный из Девяти, (7) Избранный из
Неизвестных, (8) Избранный из Пятнадцати, (9) Прославленный Мастер,
(10) Совершенный Избранный, (11) Малый Архитектор, (12) Великий
Архитектор, (13) Величественный Архитектор, (14) Мастер Совершен ной
Архитектуры, (15) Королевская Арка, (16) Прусский Рыцарь, (17) Рыцарь
Востока, (18) Принц Иерусалима, (19) Достопочтенный Мастер Лож, (20)
Рыцарь Запада, (21) Рыцарь Палестины, (22) Суверенный Принц Rose-Croix,
(23) Величественный Ecossais, (24) Рыцарь Солнца, (25) Великий Ecossais
Св. Андрея, (26) Масон Тайны, (27) Рыцарь Черного Орла, (28) Рыцарь
Кадош, (29) Главный Избранный Истины, (30) Новиций Среды, (31) Рыцарь
Среды, (32) Совершенный Среды, (33) Повелитель Среды. В третьем издании
своего труда (1844) Клавель отмечает, что Примитивный Шотландский обряд
все еще действует в Намюре. Это, однако, вызывает сомнения, так как об
этом факте не сообщает ни один из позднейших авторов.
Просвещенные Теософы (Illuminated Theosophists). Первоисточник сведений
— Тори, но за ним к этой организации обращались Лен-нинг, Клавель,
Маккей, Вудфорд и Кеннет Маккензи. Центральной ее фигурой является
Бенедикт Шатанье (Chastanier), французский врач, по сообщениям
некоторых — Мастер ложи «Сократ Совершенного Союза», кроме этого —
ученик Пернети, к которому его привело собственное увлечение
Све-денборгом. В 1784 году, согласно прекрасной книге Уайта «Жизнь
Эмануэля Сведенборга», выпущенной в 1868 году, в Лондоне было
сформировано некое Теософское общество, целью которого было
распространение «небесного учения Нового Иерусалима», посредством
перевода и публикации трудов шведского визионера. Шатанье был членом
этого общества, и его адрес в то время был Тоттенхем-корт, 62. Место
собраний находилось в Нью-корте, Миддл-Темпл, где писания Сведенборга
обсуждались группой их исследователей. Все это — известные факты, на
основании которых многие заключают, что Теософское общество было
финальным этапом развития Ордена Просвещенных Теософов, каковой был
основан Шатанье также в Лондоне около 1767 года. Последний представляют
как некую модификацию или переработанный вариант различных масонских
институций, чьим автором
считают Пернети. Шесть его степеней, расположенных над цеховыми, были:
(1) Теософский Ученик, (2) Теософский Компаньон, (3) Теософский Мастер,
(4) Величественный Ecossais Масон или Небесный Иерусалим, (5) Голубой
Брат, (6) Красный Врат. Пожалуй, трудно представить себе более
неблагодарное предприятие, чем утверждение этого обряда в Лондоне в
указанное время, однако не исключено, что такая попытка все же была
предпринята французским энтузиастом. История гласит, что обряд
исполнялся лишь в одной ложе. Скорее всего, он был лишь неким замыслом,
который быстро уступил место сравнительно практическому предприятию —
изучению текстов с целью расшифровать откровения Эмануэля Сведенборга.
Святого Иахина Общество (Society of Saint Jachin). Говорят, что эту
ассоциацию основал граф де Сен-Жермен, и впоследствии ее название
поменялось на Орден Иоахима. Сообщение это не несет в себе ни грана
истины, насколько можно об этом судить, особенно если учесть, что
история Ордена Иоахима довольно подробно освещена, по крайней мере о
его основании все известно.
Священнический Орден (Priestly Order). Источники сведений о нем —
Йаркер и Хьюген. Первый сообщает, что он действовал в Ирландии и стал
основанием системы Йоркской Великой Ложи. Второй утверждает, что он не
был Йоркского происхождения. По словам Маккензи, в 1877 году его все
еще присваивали в Шотландии, Англии и Канаде, однако, что характерно
для Маккензи, ничего не говорит о том, под чьим покровительством. В его
состав входили степени, заимствованные из цехового масонства: (1)
Прошлый Мастер, (2) Королевская Арка, (3) Рыцарь Тамплиер, (4) Рыцарь
Тамп-лиерский Священник, или Святая Мудрость. Последняя степень
присуждалась в скинии, символически поддерживаемой семью столпами. Все
эти степени присуждал, хотя и не в точно такой последовательности,
Ранний Великий Шотландский обряд и Рыцарь Тамплиер Священник составлял
Сорок первую степень под названием Священнический Орден, или Белый
Масон, о чем далее еще пойдет речь.
Совершенных Посвященных обряд (Rite of Perfect Initiates). Здесь мы
имеем возможность исправить некоторые очевидные лжеутверждения.
Во-первых, даже графу Калиостро вряд ли пришло бы в голову назвать одну
степень обрядом. Обряд у Калиостро был один, а степени были его
составляющими частями. Во-вторых, и это следует из первого пункта, он
не мог присвоить ни одной из них названия Обряд Совершенных Посвященных
Египта. В-третьих, когда в Лионе увидело свет созданное им Египетское
Масонство, он не называл его Обрядом Совершенных Посвященных, хотя,
конечно, и мог считать его совершенным во всех частях и прославляю- I
щим своего строителя. Как мы уже видели, он все-таки назвал свой обряд
Египетским масонством, а основанную им в Лионе для его распространения
ложу — «Торжествующей Мудростью» (Wisdom Triumphant). Когда говорят,
что Обряд Совершенных Посвященных Египта, состоящий из семи степеней,
имел штаб-квартиру в Лионе, это относится к Египетскому обряду
Калиостро, а компиляторы, проводящие в данном случае различие, впадают
в заблуждение.
Согласия Орден (Order of Concord). Немецкий «Справочник по
франкмасонству» последовательно отмечает пять таких орденов: (1) 1261
года, учрежденный королем Кастилии и Леона Фердинандом, (2) 1660 года —
Эрнестом Бранденбургским, (3) 1696 года — принцем Нассау, второй
вариант названия в данном случае — Объединенные Сердца (United Hearts),
(4) 1718 года — принцем Шварц-бург-Рудольштадтским, и (5) 1812 года —
принцем Дальбергским. Известно предположение, что тот из них, который
имел альтернативное название — Объединенные Сердца, — в своей основе
имел масонские принципы. Однако это попросту неверно исторически — в
году 1696 масонства в том виде, как мы сейчас понимаем этот термин, в
Германии просто не существовало. Если же здесь имеется в виду масонская
нравственность и принцип доброй воли, то отстаивание подобных
добродетелей можно приписать всем Орденам Согласия, просто исходя из их
названия.
Союз Ученых Франкмасонов (Union of Scientific Freemasons). Финдель
рассказывает, что Фес-слер (Fessler) вместе с другими масонами основал
общество под этим
названием 18 ноября 1802 года. Целью общества было изучение масонской
истории. Но все его начинания потерпели неудачу, чему виной, как
посчитали, были особенности характера и личности самого Фесслера. Союз
Немецких Масонов, заявивший о себе в 1861 году и ставивший своей
задачей «развитие масонского знания», считается его непосредственным
последователем, чему доказательств нет, но вопрос этот не имеет ни
малейшего значения.
Сыны Германна (Sons of Hermann). Под таким названием формы масонской
процедуры были адаптированы для благотворительных целей Немецкого
Тайного Ордена, существовавшего, видимо, около 1870 года в Соединенных
Штатах. Подробности мне неизвестны.
Фаинотелетианское Общество (Phainoteletian Society). Ученое общество
масонов, учреждено в Париже в 1840 году для проведения исследования
всех тайных орде
нов. Его деятельность была в стороне от политических интриг того
времени. Преследуя эти цели, в его состав входили представители всех
обрядов. Движущим духом предприятия был Л. Т. Жюж (Juge). Мне не
удалось узнать, довелось ли членам общества достичь существенных
результатов и каков был срок его существования.
Фи-Бета-Каппа. Одна из публикаций, якобы полностью раскрывающая
таинство франкмасонства во всех его обрядах и степенях, предоставляет
читателю ключ также и к Фи-Бета-Каппе. С незапамятных времен — в
масонском смысле этих слов — под этим названием фигурировали различные
университетские дискуссионные общества. Не стоит и говорить, что они не
имели ничего общего с масонством. Однако в William and Mary's College в
Виргинии, США, такое общество обрело и свою формальную сторону, то есть
его члены обладали отличительными знаками, носили клейноды и
пользовались особыми паролями. Три греческие буквы понимались ими как
означающие: Ф1.осгофГа Bioy Ki>Pepr|TT|cr, то есть Философия —
Водительница в Жизни. Общество было основано в 1776 году.
Черных Братьев Орден (Order of the Black Brothers). О нем упоминают
Леннинг и Тори. Первый причисляет его к исследовательским обществам,
вполне характерным для всех немецких университетов. От него же нам
известно, что орден возник в 1675 году. Тори сообщает, что он все еще
существовал в 1783 году во Франкфур-те-на-Одере, куда попал из Гессе-на
через Марбург. Если верить этому, то утверждение о связи ордена с
исследовательскими обществами теряет всякую силу. Тори также сообщает,
что его члены первоначально придерживались учения и ритуала Кадоша, что
означает наличие у них тамплиерских притязаний. Но эта версия столь же
сомнительна, как и привязка к масонству. Как бы там ни было,
французские историки масонства утверждают, что Черные Братья переросли
в политическую организацию под названием Черный Легион, и произошло это
в 1813 году. А этот аспект его деятельности уже выходит за сферу наших
интересов.
Эвергетов Орден. Общество Благотворителей — Bund der Ever-geten — было
основано в Силезии в 1789 или 1792 ;'оду. В связи с ним упоминаитсн
факи.яия Фес слева (Fcssiur) — по-нидимпму, он был либо основателем,
либо одним из его активных членов. Принципами отого ибщистгш стали
принципы иллюминатов, а формой — форма масонства. Таким образом, по
составу оно, видимо, было масонским, а по характеру — политическим. По
крайней мере некоторые из его членов попали за решетку в Бреслау в 1796
году, и Орден закончил свое существование в 1801 году, если даже не
раньше. Источники сведений о нем довольно сомнительны.
Aloyau, Societe de Г. Общество Чресел не упоминается ни одним из
масонских авторов, кроме Тори, характеристики которого позже
повторяются во всех ссылках по данному вопросу, включая Клаве-ля. Оно
названо масонской институцией, что может означать лишь то, что оно
имело свою церемониальную процедуру и принимало в свои ряды под
присягой. Возможно, принятие требовало от кандидата быть масоном.
Общество возникло во Франции и просуществовало вплоть до революции. Его
члены провозглашали себя преемниками рыцарей тамплиеров и утверждали,
что владеют древними документами Ордена Храма. Революция поглотила его,
и если впоследствии оно возобновило свою деятельность, то уже в
совершенно иной
форме, что в принципе относится уже к истории так называемых
наследников тамплиерского рыцарства.
Cercle Social. Источник здесь, хотя мне этот факт известен лишь из
вторых рук, «La Bouche de Fer» (Железные уста), официальный орган
«L'Ordre du Cercle Social» (Общества Общественного Кружка), основанного
в 1790 году в Париже с целью координации деятельности масонства в
интересах революции. О том, насколько заметным было его влияние в этом
деле, нет никаких свидетельств: оно лишь было одним из знамений своего
времени. Объектом устремлений ордена была, по сообщению его журнала,
всемирная конфедерация друзей истины.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4678" > ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ОБРЯДЫ МАСОНСТВА (MINOR RITES IN MASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.22 секунды