ДЕ КУИНСИ ТОМАС (THOMAS DE QUINCEY)
Я считаю необходимым включить в эту энциклопедию автора бессмертной
«Исповеди», поскольку в определенные моменты своей жизни, как-то
ускользнувшие от его собственного строгого взгляда, он написал работу о
розенкрейцерах и франкмасонах, производя наш символический орден от
мистического братства, следуя, правда, при этом за рассуждениями
небезызвестного нам немецкого профессора, с которым теперь никто уже не
считается. В этой связи Де Куинси говорит нам — предлагая положиться на
его собственное мнение, — что греческие мистерии были величайшей
мистификацией древнего мира, в то время как спекулятивное масонство
есть одна из крупнейших мистификаций или надувательство мира
современного. Нет оснований предполагать, что он обладал специальными
познаниями в вопросе классических ритуальных установлений, с масонством
же он был знаком в той малой степени, в которой смог воспринять
сведения о нем от своего немецкого источника — Вюле (Btihle).
Антитетическое подразделение Де Куинси весьма занятно, но я не думаю,
что в масонской среде, или за пределами ее, у него найдутся серьезные
сторонники. Причины же моего упоминания о нем таковы: (1) во-первых,
та, о которой я уже сказал, тем более что его сочинение представляет
собой прекрасное романтическое чтение, а (2) во-вторых, я считал нужным
показать, что от тех, кто принимается за изучение мистерий и таинств,
особенно же от тех, кто собирается писать об этих предметах, требуется
некоторая подготовка. Сочинения греческих и римских классических
авторов, считающиеся в научном мире единственным источником наших
познаний, существенны в документальном плане, о чем нет необходимости
упоминать. Однако как основание для вынесения суждения они
недостаточны. Изучающий таинства обязательно должен быть
непосредственно знаком с позднейшими формами ритуала посвящения — не
говоря уже о древнейших неклассических источниках — и иметь живое
представление как об их общей символической природе, так и об отдельных
символических школах. Он должен понимать, что стоит за всем этим, что
за благодать скрывается за священнодействиями. Словом, мистерии могут
быть поняты только «мие-тами» (mystae), а те, кто в наше время
находится за пределами тайных сообществ, даже имея лучшие намерения и
соответствующее образование, могут выражать лишь предположительные и,
таким образом, внешнего характера взгляды.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4692" > ДЕ КУИНСИ ТОМАС (THOMAS DE QUINCEY) </a>
|
|