КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И МАСОНСТВО (KABALISTIC TRADITION AND MASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И МАСОНСТВО (KABALISTIC TRADITION AND MASONRY)




Существование тайны строительства, заключенной в особом слове Мастера,
является тем стержнем, вокруг которого выстроена легенда Третьей
степени. Мастер-строитель умер, чтобы сохранить эту тайну
неразглашенной. Из-за его преждевременной смерти слово было утеряно.
Когда это произошло, строительство Храма было еще не закончено, его
было решено приостановить, и позже оно было возобновлено теми, кто не
владел степенью знания, заключенной в этом слове, над раскрытием тайны
которого и по сей день бьется каждый Мастер. Что это значит? Сейчас с
Соломоновым Храмом нас ничто в реальности не связывает, разве что
археология и история. Что же кроется за самим Храмом и за утраченным
словом? Единственный способ доискаться ответа — рассмотреть источник
нашего о них представления. Для этого необходимо помнить, что легенда
степени Мастера внешне есть легенда Израиля, легенда Ветхого Завета. И,
хотя Священное Писание никак не сможет помочь нам в разрешении нашего
настоящего вопроса, не так уж невероятно, что помощь мы можем найти
где-либо еще в еврейской литературе. Я не хочу сказать, что мы можем
натолкнуться на саму легенду: это было бы интересно, однако само по
себе принесло бы не много пользы. Главное из того, что скрыто в легенде
о значении Храма и поисков утраченного слова, можно отыскать в текстах,
известных ученым под родовым названием «каббала», что на иврите
означает некое учение, передаваемое изустно. По собственно
каббалистической гипотезе, первые ее письменные документы появились уже
в начале христианской эры. Однако враждебно настроенные критики
утверждают, что к этому периоду ! относится возникновение самой
каббалы. Решение этой проблемы находится вне сферы наших интересов, так
как конец XIII века — последняя дата, которая приписывалась самыми
радикальными критиками появлению главного каббалистического текста, не
говоря о том, что нынче никто не сомневается в его более древнем
происхождении.
Храм Соломона. В этом тексте мы находим, каким образом, по мнению
израильских мистиков, Храм одухотворяется, в нем мы также обнаруживаем
глубинные значения двух столпов J и В; нам становится ясно, как было
потеряно слово и какие попытки отыскать его предпринимались различными
избранными людьми — для иудейской теософии это так же важно, как и для
масона. Оно было [ утрачено в результате некоторого предшествующего
события, и хотя время и обстоятельства его нахождения подсчитаны и
изложены в некоторых текстах, нечто существенное всегда упускалось.
Умерли, обратив лица к Иерусалиму, хранители традиции, еврейство же в
целом уже давно упустило его из виду, как и масонство, которое
формально, «процедурно» занима- j ется поиском слова, но, кажется, для
тех, кто вовлечен в эти ритуалы, он давно утратил смысл.
Книга Великолепия. Я хочу собрать в обзоре некоторые факты, рассеянные
по тексту, о котором я говорю — «Сефер Га Зогар», «Книга Великолепия».
Слово, о котором идет речь, — имя Бога помимо согласных, формирующих
«Иегова», или, в другом варианте, «Яхве». Если задаться вопросом:
какова связь между утерей и разделением на части, произошедшим с именем
Бога Jehovah, и утраченным словом в масонстве — вряд ли я мог бы
ответить: разве что очень туманно. Но каждый масок Королевской Арки
знает, что сообщается ему в этой верк-степени. В свете существующего
объяснения он увидит, что «великое» и «непостижимое», разделенное таким
образом на части, вря шло к нам из тайной традиции Израиля.
Столпы J и В. Также большее отношение к каббале, чем к различным
свидетельствам из 3-й книги Царств или книг Паралипоме-нон, имеет
масонский символизм столпов J и В. Священного Писания слишком мало,
чтобы оправ дать выбор этих предметов в качестве примера искусства
одухотворенного строительства .Нов поздней каббалистике, в текстах под
названием «Гранатовый сад» и «Врата Света», содержится исчерпывающее
объяснение силы, приписываемой В, левому столпу, и того, в чем и
посредством чего «утвержден» J, правый столп.
Тайная Традиция в Израиле. Что касается собственно Храма, в другом
месте этой книги я объясняю, каким образом он становится одухотворенным
в различных каббалистических
и полукаббалистических текстах, так, что он выражает «пропорцию высоты,
пропорцию глубины и горизонтальную пропорцию» Вселенной, а также
является частью трансцендентального таинства закона — основания тайной
традиции Израиля. Скажу лишь, что здесь обнаруживается другой аспект
той роковой потери для Израиля и всего мира, о которой говорится в этой
традиции. Храм символизирует, прежде прочего, Дом Учения и, как, с
одной стороны, «Зогар» показывает, каким образом потеря и подмена
совершалась каждый раз по причине идолопоклонства Израиля у подножия
горы Хорив в Синайской пустыне и была отражена в истории об уничтожении
Скрижалей Завета, так и спекулятивное масонство утверждает, что
Священный Дом, чье строительство было задумано и начато на один манер,
было завершено на другой, и слово жизни было подменено словом смерти.
Слово в каббалистике. В каббалистике дополнением к потере, которое
признает и масонство, является Священное Имя, которое стало
расчлененным символом у еврейства. Известно, что способ произнесения
этого имени был тайной Святая Святых. Но для Израиля настали ужасные
времена изгнания, год шел за годом, и первосвященник уже не проницал
покрывало тайны и не произносил Великого Имени по другую сторону
занавеса из пальмовых ветвей и гранатов. С течением веков стало ясно,
что оно стерлось даже из памяти старейшин. Поэтому, «до тех пор, пока
время или обстоятельства не восстановят истинное», они продолжали
настойчиво делать то, что делали и до них в соответствии с Законом
Святилища — в чтении Завета заменяли Adonai на Jehovah и последнее
писали, используя гласные первого. «Мое имя пишется Иегова, но читается
Адонаи», говорит текст священной традиции о Господине Мудрости, и эта
традиция всем сердцем ожидает того дня, когда Израиль вернется из
изгнания и хранитель избранного народа будет объявлен во всеуслышание
тем, кто, пройдя через великую скорбь, получит наследство Сиона.
Имя Бога. Это, как я уже заметил, история в ее буквальном изложении, и,
хотя в иносказательный ее вариант поверить нетрудно, он каждый раз
будет иметь временный и преходящий характер. В символическом смысле она
изображает космическое провидение. Имя Бога неизменно и несмотря на
превратности истории пребывает в Горнем мире, но, в соответствии с
традицией конечная «Не» сошла на Землю ко времени грехопадения человека
как часть плана его искупления и стала в изгнании «Шехиной». Так
распалось Имя Бога. Но конечная «Не» — невеста Мессии, Сына Божьего,
буква которого — «Vau». Он вечно в поисках своей невесты. Придет день,
и Он также спустится на землю, где возьмет «Не», и тогда Имя будет
восстановлено и придет эпоха Великого Праздника и Седьмого Дня
мироздания, наступит Царствие Божие.
Мастер-строитель. Не стоит и говорить, что за этими аллегориями и
символами Мастер-строитель значим прежде всего как принцип, а не как
личность, историческая или нет. Конечно, он олицетворяет собой не один
принцип, и в мире мистических откровений, сквозь который мы сейчас
движемся, такой вопрос, как «Кто есть Мастер?», может вызвать много
ответов. Но в общем и целом он есть реальная жизнь той тайной доктрины,
лежащей за буквой писаного Закона, которую в эпоху патриархов ли,
священнослужителей или пророков пытались уничтожить «упрямые и
непокорные». В соответствии с тайной традицией в Израиле, сотворение
мира в целом было затеяно лишь с целью явления этой жизни, которая
развернулась в своей двойственности, когда духовная Ева была взята из
бока духовного Адама и противопоставлена ему на равных. Цель творения
была нарушена тем событием, кое называется грехопадением, хотя само это
слово и отсутствует в Писании. «Роковые последствия» этого события
должны были прекратиться наконец у горы Синай, но, оставленный в
пустыне, «сел народ есть и пить, а после встал играть». То, что
скрывается за этими последними словами (Исход, гл. 32, ст. 6),
соотносится с тем, как Ева в Раю поддалась на искушение змея.
Великое изгнание. Грехопадение — это, несомненно, история Израиля с
точки зрения зогари-ческой каббалистики, и это изгнание на века,
последовавшее за изгнанием из Эдема,
похоже на изгнание евреев с Сиона уже в эпоху христианства. Когда, по
их давней мечте, к ним явится Избранник, это будет как если бы Адам
возвратился в Рай на крыльях херувима или как если бы первосвященник
вошел в Святая Святых. Отсюда происходят некоторые аналогии между
реальной историей и историей в символическом смысле, и потеря,
запечатленная в реальной истории, имеет свое дополнение, как я уже
говорил, в масонстве. Во всех обрядах и орденах последнего присутствует
аналогия между символическим искусством и символическим мифом «Зогара».
Наше Королевское Искусство говорит нам, что масонство первых степеней
имеет одно основание и один краеугольный камень — Священное Имя Иегова,
но подобно всему Израилю в рассеянии, он может дать это Имя лишь указуя
на «Адонаи», чем сразу исключает себя из той традиции, о которой мы
ведем речь.
Христианские степени. Как бы
то ни было, остаются еще христианские степени масонства, например
Rose-Croix — как их типический образец. Они ничего не знают об Израиле
и его традиции тайной теософии, они знают только, что поиск первых,
цеховых степеней масонства остался незавершенным. Для них и их членов
недостаточно видеть или слышать Имя Бога, написанное или произнесенное
как «Иегова» или «Адонаи». Для них нет правильности или неправильности
этих имен: это воплощенное совершенство, воплощенный Промысел Ветхого
Завета, но в то же время это и незавершенный опыт, и при всем уважении
к масонским степеням, существующим в поиске утраченного слова, там оно
не найдено, пока то, чего недостает для завершения, не будет добавлено.
В этом состоит долг святых и христианских степеней — работа будет
завершена с буквой «Шин», буквой Духа. При добавлении ее в Имя ГПГР,
результатом будет "ТОТ", то есть имя Иисуса и слово Нового Завета. Из
этого ясно, что Великий Мастер пришел не отвергнуть или разрушить, но
дополнить Священное Имя древности, которое стоит при Его символе, так
же как холмы окружают Иерусалим. Он призван дополнить закон тем, что
превратит закон обязательства в Закон Благодати. Но краеугольный камень
Нового Храма был отвергнут евреями, и стены Сиона рухнули. С этого
време ни не стало Храма в Израиле и не было в нем места избранному
народу. Amplius et perfectius taber-naculum, non manu factum (Великая и
совершенная скиния, нерукотворная) возникла в языческом мире, а не в
Палестине. Для христианских степеней масонства было очевидным, что опыт
символических степеней мог быть закончен лишь в Свете и по Закону
Христа. В Нем также должен восстать от смерти — о которой столь долго
скорбело цеховое масонство — Мастер-строитель, если ему суждено
восстать, чтобы возродить все сущее.
Христианская каббалистика. Если источник цехового масонства, основа
которых — Величественная степень Мастера, в каббалистике, что за люди
были те, кто привил к дереву оперативного ритуала строительных гильдий
столь странные смыслы и символы? Ответом может быть тот факт, что около
того периода времени, который для масонства стал «переходным», а именно
между XVI и XVIII столетиями, многие пишущие на латыни ученые умы
Европы были вдохновлены идеей толкования еврейской традиции,
результатом чего стало появление достойных и даже великих трудов на эту
тему. Таким образом появился избыточный материал, и он был немедля
использован теми, кто понимал истинное назначение символической науки.
Что же двигало последними? Дело в том, что в Германии, Италии, Франции
и Англии интерес к каббалистической литературе был не только научным.
Считалось, что тексты тайной традиции прямо указывают — из уст самого
Израиля — на уже явившегося Мессию. Это первое. Второе заключается в
самом масонском церемониале, а именно в том, что, хотя центральное
событие Третьей степени — вознесение, или воскресение, кандидата — в
легенде не указано, что Мастер-строитель восстал от смерти, и это дает
повод предположить, что завершение и легенды, и поиска, который в ней
описан, еще грядет. Третий факт состоит в том, что в одной высшей
степени философского характера, ныне почти забытой, Мастер Третьей
степени восстает от смерти в личности Христа — что мы еще увидим в
соответствующем месте. Отсюда следует, что, хотя нам может показаться
совершенно неясным происхождение открытия и закрытия Третьей степени и
легенды о Мастере-строителе, всего ее таинства, оно все же не так
далеко, чтобы мы не могли полностью проследить его.
О духовном строительстве. Если когда-либо существовало понимание
символического, существовали духовные строители, наипервейшими и
наиглавнейшими из них мы должны были бы считать иудейских богословов
великого рассеяния. Каббалисты возводили стены своего нерукотворного
града, они были строителями небесного Сиона, его Храма и Святилища, и
Священный Дом Вечного Царя в земном Иерусалиме есть лишь его
несовершенный внешний знак. Для каббалистов мир заключал в себе дворцы
и святилища, а видимая тварная часть — особенно нижний мир царства —
виделся им Домом Адонаи, жилищем вечной Славы. Можно ясно видеть, как
широко эта концепция заимствовалась пылким иудейским воображением для
создания бесчисленных аналогий, как реальное Святилище преображалось во
множестве смыслов, в одном из которых оно предстает человеческим телом,
просвещенным и оживленным постоянным духом, что так же является одним
из способов понимания Закона, в другом — Иерусалимом Небесным. Можно
видеть, как разрушение действительного града стало символом нарушения
тайной доктрины теми, кто придерживался лишь ее буквы, или символом
избранного народа, который был предан некими людьми в руки
идолопоклонников. Наконец, если мне позволено более глубоко погрузиться
в переплетения каббалистической фантазии, мы можем видеть, как земной
град и его святые места представлялись обозначением первобытного мира —
до того, как змей спустился в Древо Жизни, как — с этой точки зрения —
разрушение этого града считалось созвучным грехопадению, позже
отстроенный город — возрождению мира, мира, отличного от первого в
славе. И мы можем видеть, что существует понятие о другом грядущем
граде, над которым засияют новые небеса. Именно это пристанище для
избранных воздвигает каббалист в своем сердце. И, зная со своей
стороны, что идея такого строительства не переставала присутствовать во
всей израильской литературе, я внутренне убежден в возможности ее
восприятия в отраженном виде всевозможными оккультными обществами, не
исключая и масонства, от духовных энтузиастов еврейства, рассеянных по
гетто многих европейских городов.
Возрождение Сиона. Я знаю, что гораздо позже золотого века
каббалистики, но много раньше, чем самая ранняя дата, приписываемая
каким-либо ритуалам посвящения, практикуемым нами до сих пор, братство
розенкрейцеров также символически олицетворяло священные град и дом
нерукотворные. В то самое время, когда «Зогар» только начинал проникать
в академии и синагоги Испании, был уничтожен Орден Рыцарей Храма,
которому молва часто приписывала план возрождения Сиона. Из этого
источника также черпало масонство высших степеней, среди, впрочем,
многих других, не исключая, косвенно, и христианских мистиков,
по-своему мечтавших о Духовном Святилище — начиная со"св. Августина и
его «Града Божия» до св. Терезы. К этому же ряду градов духовных можно
отнести и церковь, так как она есть град, рассеянный во многих местах,
— град, который, в силу своей наследственной жизнестойкости,
отстраивает себя изнутри, совершенствуется и украшается через
постоянное делание из паствы своей камней живых.
О пустых словах. Легенда о буквальном мастерском слове, утраченном
вместе со смертью Мастера-строителя — или похороненном вместе с ним в
его гробнице — и соответствующем высокому рангу внутри братства или
высокому уровню ремесленного мастерства, ничего не поведает нам как
масонам символического свойства, и, если она выйдет из употребления по
какой-либо причине, для оперативных она также потеряет всякую
значимость. Чем бы она ни была подменена впоследствии, любая подмена по
своей ценности и действенности ничем не уступит оригиналу. В этом
случае нет никакой живой связи, нет никакого поиска — ведь по сути нет
и никакой утраты. В некоторых существующих на сегодня орденах в ходу
временные пароли, часто со временем меняющиеся: когда старые выходят из
употребления,
они попадают в лимб забвения, в лучшем случае сохраняясь где-то в
протоколах собраний. Если мастерское Слово в масонстве было бы
действительно и буквально именно словом, тогда оно принадлежит именно к
этой категории и великий поиск цеховых степеней бессмыслен не только на
поверхности, но и в самой своей сути. Если сказать более прямо, то в
этом случае символическое масонство вообще сводится на нет как таковое.
Не вызывает сомнений, что предмет занятий тех, кто его создавал, был
совсем другим — совсем другое они стремились скрыть в аллегориях и
прояснить при помощи символов. Что касается его истинной природы, в
этой книге я уже наметил направление, в котором нам следует искать. И
тайная доктрина Израиля есть еще один подобный пример: в рассмотрении
ее буквальной, формальной стороны толку не больше, чем в подобном же
рассмотрении легенды степени Мастера, когда ее смысл ограничивается
тем, что лежит прямо на поверхности. Если же и в том и в другом случае
смотреть в глубь вещей, открывается такая тайная доктрина, которая
основана на реальном опыте и говорит тем, кто имеет уши, то есть тем,
кто способен к этому опыту или уже прошел через него — (1) что Слово
есть Жизнь, (2) что эта Жизнь Божественна, , (3) что она должна быть
воплощена изнутри нас, осознанием ее самим нашим сердцем, (4) что до
тех пор, пока она воплощена таким образом, Слово для нас потеряно.
Verbum Christus est (Слово есть Христос). Должно понимать, что здесь я
говорю о вещах, лежащих у самого корня всего сущего, помня о месте
Логоса в философии и его роли в таинстве Христа. Необходимо также
помнить, что масонский символ слова не обособлен от всех остальных, но
тесно сопряжен с преданием цехового масонства и с его ритуальной
частью, выстроенной на его основе. После прохождения через
церемониальный опыт метафорической смерти и воскресения мы понимаем,
что Цеховые Мастера не обретают слова, которое — тайна и отличительный
знак Мастеров в масонстве вообще: это слово подменяется так или иначе
неким заместителем. Как будто что-то претворяется лишь символически,
что потом должно быть претворено в жизненном опыте, как будто Путь
Божественной Жизни и Путь Истины изображены в виде метафизического
наброска, которому предстоит самому найти себе путь к применению.
Именно так возникает в масонстве мотив поиска, который в рамках
цехового масонства ведется уже названным образом и не находит своего
истинного завершения. Как бы то ни было, кандидату известно
направление, в котором, если он желает исполнить поиск самого себя в
масонстве, предстоит двигаться. Речь идет о той ясной Утренней Звезде,
о которой сказано: «чей восход приносит мир и спасение» и о которой мы
знаем, что она есть корень и ствол Иессев, Альфа и Омега, Начало и
Конец, Первый и Последний. Отсюда ясно, что в масонстве Слово есть
Христос и что обрести Слово значит обрести Христа. В своем первом
значении потеря Слова — это смерть Христа. Трое убийц — это мир, плоть
и диавол, если употреблять привычные формулировки. Мастер-строитель,
воздвигший здание христианской доктрины, — это сам Христос. С другой
точки зрения, злодеи — Пилат, Ирод и Каиафа.
Практический совет. Среди порывов возвышенной и тщательно теософски
оснащенной мечтательности учителя Израиля в рассеянии каббалистической
тайной традиции время от времени напоминали, что жизнь доктрины находит
свое воплощение в сердце ученика. Вершиной их теософии о Слове является
всего одно предложение, оправдывающее весь религиозный опыт Израиля:
«Если человек стремится к Верховному и Святому Выражению» — Verbum
ineffabile (Слову несказанному) — «он спускает его с небес на землю».
Оно — не Иегова и не что-либо другое — то, что в Королеве- j кой Арке,
в Militia Crucifera (Во- I инстве Распятия) Храма и Святой I Гробницы,
в Rose-Croix, Ordo San- j ctissima (Святейшем Ордене). Как Мария зачала
в сердце, до того как зачать в теле, так же Слово возникает и рождается
только в сердце Мастера-масона. Зачатие, с помощью которого оно
появляется, есть зерно жизни; Слово живет в сердце; оно находит
выражение в самой жизни, и жизнь находит в нем свое выражение. Степень
пе plus
ultra (предельную) этого таинства имел в виду св. Павел, когда сказал:
«Уже не я живу, но живет во мне Христос». Наши слова, наши высказывания
не имеют ни ясного конца, ни ясного начала, они прерывисты и нечетки,
они лишь тени Божественного Выражения — и, не имея достаточно силы
речи, мы лишь сердцем произносим Слово Жизни. Это другая сторона тайной
жизни Храмов и Дворцов, которые мы в клятве обязываем себя воздвигнуть
во славу Всевышнего: «Могущественнейший Правитель, не имея места, мы
воздвигаем их в наших сердцах». Но для некоторых из нас настает время,
когда в глубине души осознаешь, что только из нее, из самого
сокровенного сердца — из последнего пристанища — исходит призвание к
началу такого строительства.
Вопрос древности. Надо сказать, что присутствие каббалистического
элемента в предании цехового масонства никоим образом не делает
последнее древним установлением — трудно приписать Третьей степени, по
крайней мере в ее сегодняшнем виде, слишком почтенный возраст. Кто бы
ни был ее создателем, он, конечно, был знаком с тайной традицией
Израиля и почерпнул много важных вещей для степени Мастера либо из
первых рук, либо из уже упоминавшихся латиноязычных комментариев и
синопсисов. Если мы отнесем его творение к началу XVIII века, что почти
без сомнения верно, то увидим, что большинство этих латинских трудов к
тому времени уже было скомпилировано. Многие из них были доступны и до
этого времени, что может служить основанием для более ранней датировки
появления Третьей степени. Но нам в данном случае вполне достаточно
знать лишь то, что и так очевидно — пока время не предоставит иные
факты, которые бы дали нам возможность утверждать нечто с большей долей
достоверности. Если мы и не сможем обнаружить кого-либо, помимо
известной уже фигуры Дезагюлье, я с готовностью приму его как автора
главной легенды масонства — он был в своем роде человек ученый и
начитанный во многих областях и вполне мог быть знаком с Пико делла
Мирандолой, Риццием, Капнио-ном, Архангелусом де Бурго Нуо-во и Кнорром
фон Розенротом. В то же время я, не без надежды найти такого автора или
авторов, обращаюсь к масонству Йорка, которое до поры многое не хотело
открывать постороннему глазу. Что касается в целом спекулятивного
масонства, нам остается удовольствоваться тем, что мы имеем, если нет
возможности сказать о нем нечто определенное ранее конца XVii века, тем
более что его характер-! ные особенности прямо отсылают нас ко времени
масонского Воз | рождения. Несмотря на то что все I это говорит не в
пользу романтических гипотез, Третья степень остается живым ритуальным
воплощением символизма, к какому бы времени ни относилось ее появление.
Для нас остается главное — поиск слова, ретроспектива которого, как мы
видим, — вся зога-рическая теософия, а перспектива — обряды
христианского масонства. Этот миф связывает наш Орден с главными
символическими таинствами прошлого, хотя открытие и закрытие ложи в
ритуале степени Мастера гораздо величественней всего того, что
сохранилось до наших времен в хрониках Греции и Египта.
Снова о герметических школах. Теперь уже мы можем ел обобщающий вывод о
герметических школах и их возможной роли в трансформации оперативно;
дии в символическое масонство, но таким образом, чтобы это не нанесло
ущерба нашему масонскому самосознанию. Ни у дионпелй-ских архитекторов,
ни в римских коллегиях, ни у комацинов или в средневековых строительных
гильдиях я не смог обнаружит, j искусства духовного строитель* | ства.
Я подверг исследованию ста-i рые готические конституции с це-! лью
переработать их «новым, более совершенным методом», как это сделал
Андерсон. Но каким бы образом я ни пропускал их сквозь перегонный куб
моих размышлений — все было напрасно, я не смог обнаружить никакой
«системы нравственности, скрывающейся в аллегориях и изъясняемой в
символах». И, хотя я весьма внимательно следовал в своих разысканиях за
Гулдом, даже манускрипт «Regius» не дал мне ни малейшего шанса на
надежду. Что касается герметических школ, то я, как человек, знакомый с
соответствующей литературой, хочу, да будет мне это позволено, сказать,
что голословные
утверждения Альберта Пайка истинны в отношении некоторых, имеющих самое
широкое распространение символов — ив таком случае они говорят ни о чем
— и лояге всех остальных отношениях. В алхимии нет легенды о трех
Гроссмейстерах, нет подменного мастерского слова, нет Мастера ложи, так
же как нет и ни одной записи о ритуальных процедурах, несмотря на
внушительное количество свидетельств. Единственное историческое
«участие» алхимии в судьбе масонства — это Элиас Ашмол, единственный
алхимик XVII века, который, как нам известно, стал масоном. Я верю, что
влияние розенкрейцеров было существенно в определенный период времени,
но мы знакомы лишь с его последствиями, проявившими себя уже в XVIII
веке, и их изучение находится вне сферы нашего исследования.
Предварительно, со всеми необходимыми оговорками, я склоняюсь к
утверждению, что эти влияния относятся к более раннему времени, чем
время масонского Возрождения — с учетом атмосферы, присущей периоду
формирования символического масонства. Но известная розенкрейцерская
максима, цитируемая Робертом Флуддом около 1630 года, к сожалению, не
может приниматься в расчет. Transmutemini, transmu-temini de lapidibus
mortuis in la-pides vivos philosophicos (превращаетесь, превращаетесь
из камней смертных в камни живые философские) — эта фраза не означает,
что братья Розового Креста вступили в наследие или сами явились
изобретателями символического или спекулятивного искусства: скорее
всего, она устанавливала контраст между практической и духовной
алхимией. По крайней мере на настоящий момент мы также должны отбросить
по-прежнему преобладающие теории о тайной школе символического
масонства, в течение нескольких поколений или веков сосуществовавшей с
оперативной гильдией и иногда идентифицируемой с розенкрейцерами. Мы не
знаем о каких бы то ни было следах розенкрейцерства до 1598 года. Более
того, упомянутая школа — факт, возникший по вине ложного истолкования
рукописи «Regius».
Окончательная формулировка вопроса о происхождении масонства. Таким
образом, для нас остается рассмотрение каббалистического элемента, что
я вкратце и в меру своих сил проделал на предыдущих страницах. Однако
теперь последнее: если действительно вплоть до 1717 года нет ни одного
следа существования Третьей степени, если она была разработана или
группой масонских ученых, или неким анонимным членом Братства (таким же
известным, как Дезагюлье, или нет) после этой эпохальной даты, то
каковой должна быть наша позиция? Собственно, моя точка зрения такова,
что Третья степень возникла как попытка подражания античным мистериям,
освещенная при этом учением кабба-листов — фактическое обоснование
этого кажется вопросом решенным; что эта степень как таковая
принадлежит тайной традиции, хотя это и не значит, что она такого же
возраста; что она имеет собственную символическую ценность, и что, по
словам Мартинеса Паскал-лиса, необходимо, чтобы наши требования были
соразмерны с тем, что имеем. Как человек, занятый исследованием
прошлого, я хотел бы, чтобы все было не так, но в этом случае, как,
впрочем, и во всех остальных, главный критерий — истина. Есть высшие
степени масонства, которым никто не I приписывает древнего
происхождения, и все же при этом они остаются великими степенями. Это
даже святые степени, продолжающие, на мой взгляд, труд цехового
масонства, который еще ждет своего завершения. Итак, я делаю вывод, в
подтверждение уже сказанному мной, что древность происхождения сама по
себе не является ценностью. Я могу представить себе обряд, созданный в
наши дни, который был бы более значителен и символически выразителен,
чем что-либо из известного и почитаемого нами под эгидой масонства.
Однако при всей небольшой масонской «древности» — скажем, при всех
оговорках, двести лет — такое изобретение не смогло бы объединить под
свои знамена того количества великих людей, которые на протяжении
истории носили титул масонов. В этом и состоит истинное значение
исторической древности — она есть часть самой жизни Ордена. И после
всех невероятных преданий и фантазий, ложных аналогий и мифических
сравнений с другими, бытовавшими в незапамятные
времена таинствами, лишь эта жизнь достойна того, чтобы ее принимать в
расчет, жизнь того великого и вездесущего масонского организма, частью
которого мы сами являемся и в котором проходит наша собственная жизнь,
находит свое отражение наше масонское бытие.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4723" > КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И МАСОНСТВО (KABALISTIC TRADITION AND MASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.17 секунды