ЛАТИНСКОЕ ФРАНКМАСОНСТВО (LATIN FREEMASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ЛАТИНСКОЕ ФРАНКМАСОНСТВО (LATIN FREEMASONRY)




Великая мировая война заново скрепила узы, связующие Америку, Францию и
Бельгию, что в свою очередь поставило вопрос вполне в благожелательном
духе, возможно ли вообще сближение между франкмасонством в странах
католических и в англоязычных. Относительно первых можно сказать, что
их связь со страной, в которой появилось масонство, была неожиданно
прервана в прошлом и что они всегда хотели восстановить этот союз.
Правда, свидетельств такого желания о другой стороны не наблюдалось до
1918 года, когда Гроссмейстер Манитобы, США, опубликовал свою переписку
с Президентом Совета, то есть правящего органа Великого Востока. Ни о
чем, до того неизвестном, там не говорилось, однако результатом этого
события стало предложение Гроссмейстера Манитобы о воссоединении,
основанное на согласии некоторых выдержек из современных конституций
Великого Востока и старых «Конституций» Андерсона 1723 года. Первые из
них гласят, что франкмасонство это «по сути своей филантропическое и
прогрессивное учреждение», целью которого является поиск истины, а
также постижение нравственности и жизненных принципов человеческой
солидарности. Оно настаивает на абсолютной свободе совести и «в
отношении метафизических понятий, являющихся предметом индивидуального
выбора членов братства», отказывается устанавливать какие-либо догмы. И
поскольку — для большинства — Бог есть метафизическое понятие, я не
представляю себе утверждения, которое бы больше противоречило всему
смыслу масонства в его английском виде. Для Великого Востока не
существует в таком случае «дома нерукотворного, вечного в небесах», не
имеет больше первоначального значения молитва истинного масона о том,
чтобы он «терпеливым длением добродетельной жизни» был «включен как
камень живой в дом духовный», то есть призван к служению Господу. Но
это не только прямо говорится в конституциях Великого Востока, но и
содержится в них имплицитно. «Божество в Человеке» и «Божественное во
Вселенной» Плотина, «ведомый сердцу Бог» — все это «метафизические
понятия» для Великого Востока, а не истинные переживания, вера же,
водительница к свету, всего лишь «догма». Под влиянием таких
формулировок Президент Совета говорит в одном из своих писем, что
Объединенная Великая Ложа Англии «желает сделать веру в Бога чем-то
принудительным». Ничего подобного она не желает, но в то же время и
никогда не согласится открыть двери тем, чьи «догмы» противоположны
этой вере и всему, что из нее вытекает.
Масонство и религия. Если перейти от конституций Великого Востока к
андерсоновским, то приводимый отрывок — хорошо нам известный — говорит,
что «масон обязан своим положением соблюдать моральный закон, и если он
правильно толкует наше искусство, то не будет он ни глупым безбожником,
ни лишенным религии либертином». Далее речь идет о том, что «в старые
времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии,
какова бы она ни была», но «в наше время считается более
приличествующим, чтобы лишь одна религия была обязательна для всех —
та, в которой все люди согласны... быть добрыми и верными долгу
людьми... именами каких бы вероисповеданий и убеждений при этом они ни
отличались». Комментарий Гроссмейстера Манитобы состоит в том, что, по
его мнению, изменение, внесенное в уставный документ Великим Востоком в
1877 году, означало «поворот назад» к андерсоновским конституциям, а не
«еще больший отход» от них. На самом деле ситуация обратная, пусть мы и
в очередной раз убедились, каким превосходным образчиком неясного
словоупотребления являются андерсоновские конституции. Я уже говорил,
что признаю формальную правоту Великого Востока, однако во всей
словесной неразберихе, мы можем видеть, что для масонов была
обязательна «религия... в которой все люди согласны», то есть вера в
Бога, помимо каковой — что очевидно — религий не существует. Таким
образом, подразумеваемое Андерсоном многообразие убеждений не включает
в свое число атеизм и его варианты. Таким образом, будучи в полном
соответствии со смыслом приведенных отрывков, подтверждается правота
всегдашней позиции по этому вопросу Великой Ложи Англии.
Свобода совести. Отдавая должное и той и другой стороне, не стоит
забывать, что ни в 1877 году, ни в последующие официальное
франкмасонство во Франции не отрицало Бога. Его вина в том, что он,
говоря о своем «единственном принципе — абсолютном уважении к свободе
совести», оставлял этот вопрос открытым, а его решение — зависящим от
личных предпочтений каждого. Я не стану повторять, что последнее
утверждение уже противоречит всей его позиции, ибо слово «совесть»
подразумевает зависимость от непреходящей абсолютной и разумной
конечной инстанции, в согласии с которой индивидуум лишь и может
разумно — «в знании» ее — действовать. Что же касается этимологии и
прочих тонкостей английского языка, то Великие Послушания не обязаны их
знать — за исключением, разве, буквального смысла слов.
Великий Восток. Таким образом, в 1877 году Великий Восток, не отрицая
Бога, расписался в своем атеизме, каковое слово — подобно позднейшему
термину «агностик» — по своему смыслу негативно. Теист есть
утверждающий Бога, атеист есть Его не утверждающий. В Англии каждому
масону предписывается: «Верь в Бога и почитай короля». У французского
франкмасонства нет ни короля, чтобы почитать, ни Бога, чтобы верить.
Между столь различными институциями нет ничего, способного их
объединить, нет почвы, на которой такое объединение — видимо, без
всяких предварительных условий — могло бы произойти; попытки его
обречены на неудачу, на неизбежную неискренность.
Взгляды американцев. В квартальном бюллетене Великой Ложи Айовы от
апреля 1918 года сообщалось, что несколько Великих Лож уже «сделали
некоторые шаги навстречу более тесным братским отношениям между
масонами Америки и Франции». Великая Ложа Калифорнии, заявив, что
«вселенскость масонства» — а именно «Божьего отеческого покровительства
и людского братства» — должна стать чем-то большим, чем пустой фразой,
решил учредить специальный комитет, который бы разработал план
примирения «без какой-либо существенной жертвы с обеих сторон в том,
что касается принципов или свободы совести». С другой стороны, Великая
Ложа Миссури отказалась от составления подобных планов на том
основании, что «Великий Восток Франции — это атеистическая и
политически направленная организация», в то время как Великая Ложа
Франции — и не строго атеистическая, и в то же время «не деистическая»
организация. Бюллетень, со своей стороны, напоминает, что главным
приверженцем исключения имени Божьего из конституций Великого Востока
был «протестантский евангельский пастор» — по той причине, что Божество
для многих подразумевало «веру в Бога римской католической церкви». Это
разделение «одного» Бога от «другого» говорит лишь об умственных
качествах этого пастора и о характере тенденций, что возобладали во
Франции в тот период — и ни о чем другом.
Отеческое покровительство Бога. Вопрос таков: масонство это
теистическая или нетеистическая институция? Если теистическая, то те
органы, что больше не отвечают этой характеристике, не могут считаться
масонскими: они сами исключили себя из его рядов. Если же нет, то наша
«англосаксонская» доктрина о Божьем отцовстве над всеми нами, наши
освящения, наши молитвы, наши проповеди излишни по отношению к
масонству, и выражения наших богобоязненных мнений или чувств не
принадлежат Братству. И если масонство более не значит ничего из этого,
следовало бы, руководствуясь простой последовательностью, отказаться от
таких убеждений. Однако будучи приверженцем великого поиска Бога в себе
и в мире, я убежден, что нет истинного масонства, нет действительного и
живого людского братства вне вечности — а иначе все наши церемонии
лишены смысла. В конечном счете, пусть те, кто могут называть Божество
«догмой», выбирают для себя modus vivendi, пусть они ищут себе
основание для объединения теизма и атеизма.
Латинские послушания. Было бы удобно перечислить именно в этом месте
масонские послушания некоторых католических стран, кроме Франции и
Бельгии. Что касается политической роли масонства в странах Европы и
Южной Америки, то здесь еще огромное поле для исследовательской работы,
однако наш предмет — другой, он строго ограничен рассмотрением
интеллектуальных
и духовных воззрений.
Итальянское масонство. Мы знаем о том, что лорд Джордж Саквилль
(Sackville), или Чарльз Саквилль, граф (или герцог) Мидлсекский — или
герцог Дорсетский — учредил в 1733 году ложу во Флоренции, и о том, что
в память об этом событии якобы была выбита медаль. Источник этого
сообщения — Тори, за которым его — с собственными вариациями —
повторяло множество авторов. Другой датировкой является 1729 год. Мы
знаем и о ложах в Тоскане, о посвящении Великого герцога Тосканского, а
также о ложах в Верхней Италии. Правдивы или нет эти истории, мы
никогда не сможем узнать: на первый взгляд их правдивость сомнительна,
однако это не имеет никакого значения. Первое фактическое свидетельство
о масонстве в Италии — это официальное назначение инквизитора
(следователя) папой Клементом XII для ложи в Ливорно в 1737 году.
Ничего больше в данном случае сказать невозможно, однако ясно, что
существовали и другие ложи Италии к тому времени, и, возможно,
некоторые из них — в непосредственной близости от Ватикана. Мы знаем,
что вне всякого сомнения английская ложа существовала в Риме уже в
1735— 1737 годах. Что случилось с ложей в Ливорно — не говорится ни в
одном документе, однако второе свидетельство о существовании масонства
относится к 1738 году и содержится в булле In Eminen-ti папы Бенедикта
XIV. Престол св. Петра гремел проклятиями, и вслед за этим послушные
инквизиторы отправлялись исполнять свой долг, с веревкой и вязанкой
хвороста в руках — по крайней мере символическими. Спорадически — как
грибы — возникали и исчезали многочисленные ложи, и, по-видимому,
центром масонской активности начиная с 1754 года был Неаполь. Однако
своеобразным подтверждением буллы 1751 года Providus стало то, что
жизнь Ордена потекла в разных направлениях. В том же году король
Неаполя выступил с аналогичным запретом. Исторически достоверным
является пришествие в Италию из-за Альпийских гор Строгого Послушания
около 1775 года — с его тамплиерскими знаменами и прочими атрибутами:
мы знаем об учреждении капитулов в Турине, Моде-не, Ферраре, Падуе,
Вероне, Милане и бесчисленных других местах, упоминать которые я не
стану — слишком сомнительна возможность их учреждения обрядом, который
питал особые чувства к столичным городам. Также нет сомнения, что
центром масонской активности — особенно литературной — была в 1780 году
Венеция. Как я полагаю, в период Французской революции масонство в
Италии распространилось чрезвычайно, хотя статистика, приводимая
разными авторами, по-видимому, не проверялась ни одним из них. Поэтому
я перехожу к 1805 году, когда граф де Грасс-Тилли (Grasse-Tilly)
учредил от имени Шотландского обряда Верховный Совет для Италии. Булла
папы Пия VII в 1820 году запретила деятельность Ордена в Италии на
сорок лет. Предпринимались в то же время и попытки возродить ее —
например, в Палермо в 1848 году, — но успеха они не имели. Французский
Великий Восток дал патент в 1856 году ложе в Генуе, и еще одна возникла
в Турине в 1861 году. Годом позже там же, в Турине, была учреждена
Великая Ложа под названием «Арморика» (Armorica). Влияние ее вряд ли бы
распространилось — как, впрочем, и юрисдикция, — однако политические
чаяния того времени все были устремлены к объединению Италии, а
Гарибальди уже был тогда масоном. Я не буду рассматривать тех
злоключений и расколов, что преследовали ложу Armorica, и провала
освободителя Италии на выборах ее второго Гроссмейстера. Гарибальди
основал собственный Великий Восток, или Великую Ложу, и принял в ней
Шотландский обряд. Этот орган в конечном счете перерос в Великий Совет
— либо же таковой возник в Неаполе независимо. В 1873 году в Риме
состоялся учредительный съезд итальянского масонства, каковое стало и
остается по сей день политической институцией, деятельность и история
которой, несомненно, представляют немалый интерес, однако рассматривать
их в этой книге невозможно. Остается лишь добавить, что основными
послушаниями Италии являются Великий Восток Италии со штаб-квартирой в
Риме и Верховный Совет Шотландского обряда. Нет нужды говорить о том,
сколь незначительны их связи с английским масонством.
Испания. История масонства в Испании со второй четверти XVIII века до
1869 года есть лишь глава из истории, и ее можно свести к следующим
пунктам. (1) Правление Филиппа V: масонов посылают на каторгу. (2)
Правление Фердинанда VI и его соратника великого инквизитора Иосифа
Таррубиа: преступление масонства приравнено к государственной измене, и
наказание — смерть.
(3) Правление Жозефа Наполеона:
запрет отменен, и у инквизиторов отнята власть над страной. Правление
Фердинанда VII: инквизиторы снова у власти и масонство снова подавлено.
(5) Гражданская война и после: преследования прекращены, и число членов
Ордена заметно вырастает. (6) Правление королевы Изабеллы:
преследования время от времени, неопределенность, нелегальная
деятельность, упадок. (7) В 1869 году или около того масонство выходит
из подполья. Внутренняя история также может быть рассмотрена кратко.
(1) Согласно второй «Книге конституций» Андерсона, лорд Колерейн
(Coleraine) дал патент ложе в Мадриде в 1728 году. (2) Мы знаем о
нескольких ложах, учрежденных в Гибралтаре в том же году, о второй Ложе
в Мадриде в 1731 году и одной в Валенсии в 1732 году. (3) Не стоит и
говорить, что долгие преследования не уничтожили Орден, а лишь загнали
его в подполье. (4) Национальная Великая Ложа Испании, как говорят,
была основана в Мадриде в 1809 году. (5) Гулд утверждает, что в 1811
году существовало два Великих Востока и два Верховных Совета в Испании.
Они либо стали должным порядком «усыпленными», либо попросту прекратили
свое существование. (6) Один американец свидетельствует о том, что в
его руках находится информация об объединении сохранившихся Великого
Востока и Великого Совета в 1817 году. (7) Есть сведения о деятельности
в 1820 году Великого Востока, а в следующем — о восстановлении некоего
совета, однако нет ли малейших доказательств того. (8) Гулд вкратце
замечает, что в 1887 году существовали в Испании Великий Восток,
Великий Национальный Восток и Символическая Великая Ложа. (9)
Позднейшее свидетельство, относящееся приблизительно к 1916 году,
приписывает Grande Oriente de Espana значительную юрисдикцию. Никакой
статистики о масонстве не велось, нет ее и сейчас, что же касается
признания со стороны английских органов, то, видимо, говорить о
признанном таким образом испанском масонстве не приходится.
Португалия. Все источники сходятся в том, что ложа английского
послушания была основана в Лиссабоне в 1735 году, однако инквизиция не
дремала, и как мы видели в случае с Джоном Кусто-сом (Coustos), ее
противодействие давало себя знать с небольшими перерывами до 1761 года.
После краткой передышки в виде правления Иосифа II преследования
возобновились, и Гулд говорит, что несмотря на них, в то время ложи
существовали в Лиссабоне, Опорто и Коимбре. Другие источники говорят,
что в 1805 году была учреждена Великая Ложа, но в 1818 король Иоанн II
«издал указ о смерти для всех масонов». В 1834 году масонская
деятельность снова стала развиваться, результатом чего в 1848 стали:
(1) Великий Восток Лузитании, (2) три Великих Ложи,
(3) два других Великих Востока, ирландская Провинциальная Великая Ложа.
Все они к тому времени были более или менее враждебны по отношению друг
к другу. Однако в 1869 году они объединили свои силы для создания
Объединенного Великого Востока Лузитании. За этим последовало два
раскола — 1883 и 1892 годов — породившие новые послушания, об истории
которых, правда, ничего не известно. В случае с португальскими
масонскими учреждениями также едва ли можно говорить о признании со
стороны Англии.
Бразилия. Нет уверенности в этом — так как нет доказательств, — но
говорят, что первая ложа в Рио-де-Жанейро получила свой патент из
Франции. Оставаясь к 1824 году единственной ложей, она распалась на
три, и уже они учредили Великий Восток Бразилии. Император Педро I стал
ее Гроссмейстером, однако обнаружив политическую направленность всех
трех лож, он закрыл их в 1822 году. В 1832 году масонство вновь
появилось на свет, однако вряд ли восприняв полученный
урок всерьез. Был создан новый Великий Восток, старый также начал опять
действовать, и был организован Верховный Совет Шотландского обряда —
все в упомянутом году. К этой триаде добавились незаконные послушания,
а легитимный Верховный Совет пережил раскол. Говорят, что сейчас
расколовшиеся части объединены одним Великим Востоком, который, видимо,
исполняет Шотландский обряд.
Мексика. В данном случае существует два мнения, и мы можем выбрать одно
из них, а можем более разумно воздержаться от суждения, так как
доказательств все равно нет. Согласно одному мнению, три ложи в Мехико
получили свои патенты из Нью-Йорка около 1825 года и учредили Великую
Ложу. Согласно другому, первым колонизовал Мексику Шотландский обряд до
1810 года. Также, как говорят, между 1816 и 1826 годами ложи разных
мексиканских городов получали свои хартии от трех Великих Лож —
Пенсильвании, Луизианы и Южной Каролины. Послушания естественно
враждовали между собой, однако были едины в своем пристрастии к
политическим интригам. В таком качестве в 1833 году они были запрещены,
хотя по утверждению некоторых, продолжали существовать тайно. По
прошествии некоторого времени в Веракрусе и Мехико свои
представительства организовал французский Великий Восток —
соответственно в 1843 и 1845 годах. В 1859 году был основан Верховный
Совет по обряду Альберта Пайка. Великая Ложа Йоркского обряда появилась
в 1865 года и, по сообщению Гулда, к 1906 году в дополнение к
Верховному Совету в Мексике действовало пять Великих Лож. В 1914 году
Йоркская Великая ложа раскололась, и это последнее сообщение, которое я
получил из Мексики относительно Королевского Искусства.
Остальные латиноамериканские страны. Остальные масонские подразделения
Южной и Центральной Америки можно объединить в одну рубрику. (1)
Масонство пришло в Перу вместе с французскими патентами в 1807 году. В
1813 году по причинам, характерным для всех южноамериканских стран, оно
было запрещено. В 1825 году была организована, а в 1852 году
реорганизована Великая Ложа, по-видимому, имеющая дочерние ложи в Чили,
Эквадоре и Боливии. Верховный Совет был учрежден в 1830 году, а
независимый Великий Восток в 1831 году. Великий Капитул Шотландии выдал
патент в 1852 году капитулу Королевской Арки. (2) В Чили масонство
принес французский Великий Восток в 1841 году. Две ложи соответственно
в 1850 и 1857 годах получили свои патенты от Великих лож Массачусетса и
Калифорнии. Великая ложа была организована в 1862 году, но и по сей
день чилийское масонство в целом подчинено Великому Востоку. (3) Все,
что я могу сказать о республиках Центральной Америки — Коста-Рике,
Гватемале, Гондурасе и Сан-Сальвадоре — это то, что они, по-видимому,
управляются Великим Востоком, основанным в Гватемале в 1887 году.
Ничего об этих странах мне не удалось прочитать ни в одном американском
источнике. Остается лишь сказать, что в Южной Америке и Никарагуа есть
ложи — или капитулы — под английским послушанием. В заключение статьи
хотелось бы добавить, что подобно тому, как Legenda magna et aurea
(Великая и золотая Легенда) о Святом Граале деградировала под немецким
влиянием в то, что я назвал венусбергскими таинствами нечестия,
превращение священного Королевского Искусства в «позорное кормилище»
происходило в латинских странах. Оно имеет I внешне те же формы, что и
наше, но не ту же внутреннюю природу. «Начертание зверя» — у него на
сердце, если не на лбу — вместо печати Христа. Я иногда склонен думать,
что мы уже видим начало их вредительной работы над их Храмами — но это
еще не конец






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4754" > ЛАТИНСКОЕ ФРАНКМАСОНСТВО (LATIN FREEMASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.16 секунды