ХАТЧИНСОН УИЛЬЯМ (WILLIAM HUTCHINSON)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ХАТЧИНСОН УИЛЬЯМ (WILLIAM HUTCHINSON)




В 1775 году под многообещающим заголовком «The Spirit of Masonry» (Дух
Масонства) были опубликованы некие «нравоучительные и пояснительные
лекции», следом же за этим они были рекомендованы к рассмотрению братии
в «Материалах Великой Ложи» от 13 ноября 1776 года. Оливер называл эту
работу «первой действительной попыткой объяснить разумным и
наукообразным методом истинную философию Ордена». Автором ее был Уильям
Хатчинсон, человек, увлеченный стариной, virtuoso своего времени,
который родился в 1732 году и умер 7 апреля 1814 года.
Панегирик Вудфорда. Существует превосходная небольшая статья Вудфорда,
посвященная Хатчинсону, называемому им «отцом масонского символизма»,
—истинным пафосом наполнены в ней слова о человеке, «чье сердце и чей
ум звучали в унисон, чья жизнь была чиста и чья память до сих пор
чествуется франкмасонами везде, где только говорят по-английски».
Сказать, что человек, родившийся на пятнадцать лет позже основания
Великой Ложи, является отцом масонского символизма, значит сказать
бессмыслицу: однако Вудфорд имел в виду, что именно этот человек сделал
его ясным, и действительно, Хатчинсон был этим человеком. Он был
уроженцем Барнард-Касла, что в графстве Дарем. Как и Ашмол, по
профессии он был адвокатом при суде лорда-канцлера, а также великим
знатоком прошлого. Я полагаю, что его исследования по истории графств
Дарем, Нортумберленд и Камберленд до сих пор представляют значительный
интерес в своей области. Он пробовал свои силы в литературе вообще,
написав несколько драматических произведений и повесть в манере
забытого уолполовского «Замка Отранто». Я, к сожалению, не знаком ни с
первым, ни со второй. Кроме всего прочего, он преуспел на ниве
юриспруденции и прожил дольше, чем большинство смертных.
Масонская деятельность. Я не знаю, где и когда Хатчинсон был принят в
масоны, однако однажды он стал Мастером Ложи Барнард-Касла и оставался
в этой должности семь лет, в течение которых он довольно часто
обнародовал свои Лекции или Предписания. Слушать их собирались братья
из самых отдаленных мест, и именно из таких Лекций был в конце концов
составлен «Дух масонства». Опубликованный впервые в 1775 году, будучи
единственной книгой Хатчинсона, посвященной нашему Цеху, «Дух
масонства» выдержал пять прижизненных изданий, помимо немецкого
перевода, вышедшего в 1780 году. Наконец эта книга появилась в
отредактированном Джорджем Оливером виде и снабженная его аннотацией —
последний весьма сочувственно относился к точке зрения ее автора.
Совпадающие воззрения Хатчинсона и Эша. Так как рано или поздно в этом
возникнет необходимость, я вынужден выразить ту свою точку зрения, что
как от попыток Хатчинсона обнаружить доисторическое масонство, так и от
его безумных этимологии нам необходимо отмежеваться. Подобные вещи есть
плоды своего времени, что уже не раз было доказано историей. Бесценными
остаются его откровения о христианском аспекте масонства, своебразный
памятник настроению и духу, царившему тогда в масонских кругах. (1)
Масонство происходит не только от строителей, зодчих и механиков. Когда
Моисей сооружал Святилище, а Соломон — Храм, они выбрали из народа
людей, освященных истинной верой, пригодных для этих «благочестивых
трудов». Мы можем сравнить с этим мнение Джонатана Эша, который в своем
«Масонском руководстве» развивает взгляды Хатчинсона и говорит, что раз
Орден никогда и не существовал ради зодчих или каменщиков, то они никак
не могут считаться его основателями. Он возник как религиозное,
общественное и благотворительное учреждение, члены которого становились
строителями лишь дважды: при Моисее и при Соломоне во время сооружения
Иерусалимского Храма. (2) Масонские символы, возможно, были «взяты» у
ассирийцев, ессеев и других религиозных школ прошлого, включая и
друидическую. Согласно Эшу, были знатоки их еще до потопа, а потом
хранителями их были Ноа-хиды, потомки Ноя. От них вся символика
досталась в наследство египтянам, халдеям и учителям Израиля. Некоторые
масонские принципы совпадают с пифагорейством, а также и с религиозной
системой Василида. (3) Утрата масонского слова или пароля, которая
является основополагающей
аллегорией символического искусства, означает наступившую в результате
упадка веры утрату религиозной чистоты Израиля. Поэтому считается, что
масонские «фигуры» (то есть аллегории) представляют «плачевное
состояние» ветхозаветной религии. Эш повторяет этот тезис и говорит,
что орден представляет собой «положительное противоречие иудейской
слепоте и неверию». По Хатчинсону, иудейство слепо к «трем светильникам
ложи», отвечающим трем стадиям масонства или же трем Божественным дарам
человечеству: (а) Божественное знание, сообщенное Адаму до его
грехопадения, (Ь) знание, сообщенное в Моисеевом Законе, и (с)
христианское откровение — которое иудеи отвергли. Эти светильники
обозначают также Святую Троицу, ставшую камнем преткновения для
Израиля. (4) И, наконец, о том, что касается света христианства, и
того, как он отражается в ордене: масонский Мастер являет собой
человека, испытавшего христианское откровение, «спасенного от могилы
нечестия и восстановленного верой в спасение». Эта точка зрения
дословно передается Эшем, и у обоих же авторов Мастер-масон носит
символ Троицы; правда, Хатчинсон, скорее всего, имеет в виду
пентаграмму с литерой G в центре, а Эш упоминает о розетках на фартуке.
(5) Хатчинсон говорит, что масонство основано на таинствах религии, что
четыре кардинальные добродетели есть убранство ложи и что благоразумие
— видимо, в его союзе со стойкостью, воздержанностью и справедливостью
— можно сравнить со Звездой, что направляла путь волхвов в Вифлеем,
возвещая о рождестве Сына Божьего. Эш воспроизводит ту же идею, говоря
о воплощении всех древних форм богопочитания «в настоящей системе
масонства, а совершенство ей придает христианство».
Тайная Традиция. Я пытаюсь показать разницу между позицией масонства в
1785 и 1815 году, то есть до и после объединения и значительное время
спустя, после того как «Книга конституций» открыла ворота ордена для
иудеев и деистов. И та и другая позиция, как мы еще увидим,
предполагала существование Тайной Традиции, идущей с самых ранних,
первобытных времен. В этом пункте масонские писатели (literati) всегда
были неотступны, и мы по-прежнему встречаем в масонской литературе
постоянные упоминания о Тайной Традиции, корнями уходящей в тайную
теософию Израиля. Конечно, гипотеза о Тайной Традиции была изобретена
не масонами, однако именно масонам свойственно — и раньше и сейчас —
отождествлять ее с историей символического масонства, а это, конечно
же, бессмыслица. Onus probandi (бремя доказательств) лежит на тех, кто
утверждает, что спекулятивное искусство, понимаемое как «особенная
система нравственности, скрывающаяся в аллегориях и изъясняемая в
символах», существовало до XVIII века — вместо исторических
доказательств они всегда удовольствуются лишь тем фактом, что членами
лож становились в том числе и люди, не принадлежавшие к
профессиональному цеху каменщиков. Но это не делает «оперативное»
сообщество «спекулятивным», это не превращает дом цеховых собраний в
аллегорческий храм, это ничего не говорит о существования ритуала,
особенно о таком, который бы был отражением институализованных мистерий
древнего мира. Раз так, то винопродавцы больше не ви-нопродавцы,
галантерейщики больше не имеют дела с пуговицами, лентами и тканями,
шорники больше ничего не знают об упряжи, наконец, в «Почтенной
Компании Каменщиков» больше не состоят мастера кладки, мостильного и
штукатурного дела. Однако давно уже прекратили существование разные
цеховые объединения, но не оставили и следа нравственного учения или
церемониала. Не называем же мы цехового виноторговца символическим
кабатчиком и не говорим о спекулятивных седельщиках.
Происхождение символического ордена. Те, кого мы называем
франкмасонами, вольными каменщиками, как поначалу кажется, долгое время
были одной из городских компаний или гильдий, и после столетий
«оперативного» существования они внезапно перестроили организацию
Братства на совершенно другой манер. Однако реальная история не такова
— это описание подходит только для Компании каменщиков (Масонской
компании Лондона), которую надо строго отличать от символического ордена.
Как мы еще увидим, в данном случае мы стоим перед лицом до сих пор не
разрешенной загадки и в буквальном смысле вправе сказать, что наш Орден
не имеет параллелей в истории. Его история до 1717 года представляет
для нас белое пятно, а все до сих пор предлагавшееся под ее видом — не
более чем романтические бредни и фантастические теории. Кроме того,
существует популярный риторический ход: взять все, что относится к
истории архитектуры и строительных гильдий, и рассматривать это в свете
нашего предмета, предполагая, что каким-то таинственным образом
неясность исчезнет. Лучшее доказательство того, что неясность в данном
случае только сгущается, это очевидное отсутствие какого бы то ни было
процесса нравоучительного преобразования ремесла, отсутствие всяческих
аллегорий и символов в истории цехов. Настоящие корни спекулятивного
франкмасонства следует искать в некой тайной традиции письменности и в
мистериях прошлого.
Элементы христианства. Ни Хатчинсон, ни Эш не уделяли внимания этому
аспекту истории, что, впрочем, было бы невозможно в то время. Однако
оба решительно отвергали возможность происхождения франкмасонства от
архитекторов и ремесленников. Этот факт не стоит забывать, как и то
мнение, которое они оба разделяли, — что Третья степень есть степень
христианская. В том виде, в каком мы ее знаем, после многочисленных
редакций, она все еще сохраняет на себе печать христианства. В эпоху
Хатчинсона можно было сказать — как он и сделал, — что «члены нашего
Общества в наши дни, на третьей стадии масонства, исповедуют себя
христианами». Рискуя повториться впоследствии, мы можем сравнить это со
свидетельством Оливера (1) о старых Лекциях, в которых говорится: «Бог
послал своего единственного родного Сына в назначенное время, чтобы
наставить Израиль на путь истинный», и (2) о Королевской Арке, в
которой последние слова оригинальной версии молитвы при открытии были:
«Об этом мы смиреннейше молим во имя и ради Иисуса Христа, нашего
Господа и Спасителя».






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4928" > ХАТЧИНСОН УИЛЬЯМ (WILLIAM HUTCHINSON) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.51 секунды