ЦЕХОВАЯ СИСТЕМА (CRAFT SYSTEM)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ЦЕХОВАЯ СИСТЕМА (CRAFT SYSTEM)




Для начала можно и должно привести всем известную цитату : «Но
поскольку мы не все — оперативные масоны, а скорее мы свободные и
принятые, или спекулятивные, постольку мы применяем эти инструменты к
нашей нравственности». С некоторыми изменениями эти слова встречаются в
каждой из цеховых степеней, а аналогии можно обнаружить и в нескольких
системах, возникших из цеховой: например, в почетной степени масонского
Марк-Мастера. Все, что говорится о рабочих принадлежностях масонства,
принадлежит к нашему строительному символизму, связано ли это с
воздвижением кандидатом внутри своей личности «сверхстроения,
безупречного в каждой части и составляющего славу своему строителю»,
или — в степени Марк — с домом нерукотворным, вечным на небесах, или же
с Храмом царя Соломона, перенесенным в сферу духа легендой Третьей
степени. Именно с этим связано то, что масонство еще называют
«особенной системой нравственности, скрывающейся в аллегориях и
изъясняемой в символах». Нравственность есть здание, аллегории и
символы — это и само искусство, и его орудия. Все это сообща служит
одной цели.
Символическая архитектура. При ближайшем рассмотрении обнаруживается,
что цеховое масонство включает три элемента, любопытным образом
связанные под рубрикой символической архитектуры. Подобная связь в
некотором смысле искусственна, однако в отношении умозрения она
возникает логически. Во-первых, есть собственный труд кандидата, во
время которого его учат строительству самого себя. Метод обучения по
сути своей весьма практичен и, будучи широко известен и открыт, в общем
не является содержанием занятий тайного ордена. Во-вторых, есть миф о
здании, и способ его представления вынуждает кандидата принимать
участие в драматическом ритуале, во время которого он обнаруживает свою
живую связь с масонским Мастером-строителем. И в-третьих, есть
масонский поиск, связанный с понятием тайного слова, что сообщается как
существенная часть мастерской степени строительства. Возможно, это
самый важный из трех элементов, однако поиск слова остается
незавершенным в Третьей степени.
Подготовка. Теперь взглянем на опыт Вступившего Ученика и на то, как
обстоят дела о кандидатом, когда он вступает в ложу. Он приходит в нее
как «достойный и с добрым ручательством», то есть как бы
предполагается, что он уже понимает некоторые элементы или предметы,
которые служат определенной цели. Иначе говорят, что он «правильно
подготовлен». Подготовленность, которая подразумевается при слове
«доброе ручательство», относится к чему-то внутренне присущему, что не
обязательно должно быть явно или видимо на поверхности его личности.
Его не просто считают достойным представителем общества в целом, это
само собой разумеется, ибо он имеет поручителей. Он считается носителем
чего-то большего, так как масонство полагает свою цель, учи тывая его
личность, — нечто, что может быть завершено в нем в результате
содружества с Братством им же самим. Состояние «готовности» все же
является весьма условным: мы знаем, из чего оно состоит, и, помимо
некоторых внутренних его значений, оно определяет человека как того,
кто еще не был посвящен, но уже готов благодаря его собственной
согласованности с опытом посвящения. Существуют и другие черты,
говорить о которых мне не следует. Однако необходимо заметить, что
когда мы пишем о подготовке, мы подразумеваем, что кандидат понимает,
что его окружает тьма — то есть он еще не получает света, символически
вручаемого в масонстве. Каковы же силы, удерживающие его в данном
состоянии, препятствующие в его движении и ! заставляющие его осознать
свою | беспомощность, — гораздо более глубокое понимание. Они вместе
производят образ сбрасывания с себя кандидатом — по крайней мере
частично — прежнего состояния и вхождения в иной порядок, в котором ему
открываются различные качества света и предстоит облачиться в новый
наряд, в конечном счете — вступить в иную жизнь.
Первая степень. Здесь кандидату предстает новый мир: сама ложа является
символом мира, распространяясь на четыре стороны, возвышаясь и обладая
глубиной. Он может подумать, что привычный свет, которого он был лишен
при вступлении,
автоматически восстановится после того, как он пройдет необходимые
ступени опыта и вернется по сути в прежнее состояние. На самом же деле
к свету возвращают новое лицо: он оставил многое, связывавшее его с
прошлым, и приобрел новое, связывающее его с будущим. Ему уже никогда
не выйти из ложи тем же человеком, которым он в нее вступил. Каждый
важный момент опыта, ранее недоступный, составляет целую эпоху для
масонского кандидата, и в этом и состоит сходство степеней его
посвящения с процессом рождения в физическом мире. Приписываемая
темнота его жизни в мире непосвященных напоминает условия, в которых
находится дитя в лоне матери, а ярмо, на него налагаемое,
представляется пуповиной. Момент освобождения от всего этого всегда
памятен. Поскольку эти смыслы относятся по большей мере к иной сфере
символизма, нет необходимости усложнять их, как, например, в следующих
степенях, где затемняется то, что может быть очевидно в степени
Вступившего Ученика. Следует отметить лишь, что новый —то есть
масонский — свет освещает мир ложи, в котором и с помощью которого
кандидат видит вещи такими, какими раньше они ему не могли предстать.
Свет распространяется и на те вещи, оставленные ранее, которые при
выходе он должен вновь получить. На символическом уровне он принимает
иное окружение, новые побуждения и опыт, сопровождающийся новым кругом
обязанностей. Он получает новое назначение в жизни. Некоторые важные
вопросы получают новые объяснения. Можно было слышать о бедности духа и
безнадежности удела тех, кто не был еще обогащен тайным знанием Святого
и Королевского Искусства. Но смысл таится еще глубже. Делом кандидата
является узнать, что он теперь пребывает в иной системе ценностей и
что, когда он вновь придет в старый мир, он должен будет уразуметь иной
ракурс привычных ему черт.
Вторая и Третья степени. Только на стадии Первой степени кандидата
наставляют в строительстве здания, которым он сам и является, в том,
чтобы с той поры вести новую жизнь. На стадии Подмастерья уже нет и
следа подобного символизма, однако можно сказать, что работа
продолжается в обновлении его сознания в той мере, в какой он принимает
бесценные советы по поводу поиска таинств Природы, Науки и Искусства.
На стадии величественной степени Мастера-масона он узнает о прямых
связях между человеком и его Творцом, о грядущем суде. Он ставится
лицом к лицу с таинством смерти и тем, что следует за ней, — с великой
тайной воскресения. Три формальных обозначения, соответствующие его
последовательному восхождению по ступеням опыта, звучат как вступивший,
прошедший и вознесенный. Если мы попытаемся понять их, исходя из дела
самостроительства на Первой степени, то они предстанут как состояния и
ступени разворачивания истории того, кто (а) вступил на путь
символического и одухотворенного искусства построения дома иной жизни,
(Ь) достиг на этом пути определенной степени совершенства и, наконец,
(с) постиг все таинство. Теперь он знает на своем примере, что значит
«новое рождение во времени», о котором упоминал Бэкон, что значит
получить во владение «тело», состоящее из новых побуждений, желаний и
целей. Он теперь соединяет это тело с новым сознанием, предназначенным
для иных изысканий. Его, наконец, учат, как отказаться от всего и
принять все оставленное перед вступлением, но уже на новом уровне,
подчинись влиянию символизма. Я верю, что те, кто может понять
вышесказанное, согласятся не только с тем, что они освободились от
ощущения неполноты, о котором иногда говорят прошедшие прием в цеховые
степени, но и с тем, что им напомнили об одном всеобщем опыте,
универсальном для масонства в целом, — осознании того, что, вступая в
Братство, они были приняты, как неотъемлемая часть живого организма,
как часть Живого Дома. Я говорю не просто о духовной близости, которая
необходимо существует между братьями по духу, но скорее о мощи, скрытой
в духе масонства, о присутствии в его великом и священном Доме Господа
и человека. Для меня самого и школы, которую я представляю, именно знак
этого присутствия ведет человека из одного дома посвящения в другой,
через ряд символических смертей,
по путям подземного мира, ведь в конце концов он может быть возрожден
поистине или вознесен за пределы нынешнего сакраментального порядка и
таким образом — осознать, что спекулятивный масон всегда трудится над
возведением Храма по той же причине и таким же образом, как понтифик —
над строительством мостов.
Основные идеи. Подведем итоги: (1) степени цехового масонства учат
кандидата строительству Дома или Храма Жизни, тогда как степени
нецехового характера тщатся сделать из него камень живой Духовного
Храма, объединенный с другими на службу Господу; (2) также эти степени
представляют собой на символическом уровне определенные стадии,
связанные с новым рождением, последующими жизнью, смертью и
возрождением, но они представлены и другими системами как таинства
духовного опыта. По поводу первого пункта можно заметить, что кандидата
наставляют самосовершенствоваться при помощи именно масонского света.
Здесь нет таинственного, нет сокровенного, аналогии этого
прослеживаются во всем, особенно в религиозных системах: это отражение
учения св. Павла о том, что человек есть или может стать Храмом Святого
Духа. Что же касается второго пункта, то, хотя мы обнаружили в цеховых
степенях лишь отрывочные следы и не очень явные, связанные с новым
рождением и новой жизнью, значение церемоний, посвященных смерти и
возрождению, все-таки сложно и не сразу понятно. Однако этот миф можно
считать универсальным учитывая его повсеместное исцользование в
мистериях. Далее мы увидим, каким образом цеховое масонство, имея свой
собственный вариант формулы ухода-и-возврата, подобно некоторым из
обрядов, следующим за ним и его завершающим согласно их же теории,
также воплощает собой великий Поиск. Этим намечается еще одна его связь
с мировым мифическим фольклором, с одной стороны, и с историей души —
как она формулируется во всех религиях — с другой.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4935" > ЦЕХОВАЯ СИСТЕМА (CRAFT SYSTEM) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.43 секунды