БЕНАНДАНТИ (benandanti)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



БЕНАНДАНТИ (benandanti)




Участники частично уцелевшего до наших дней древнего земледельческого
культа Северной Италии, который привлек внимание инквизиторов в конце
XVI века своими ритуальными ночными сражениями с ведьмами и колдунами
за урожайность посевов и плодовитость домашнего скота. Термин
"бенанданти" означает "отправляющиеся на благое дело". Этот культ
процветал в районе Фриули в Италии, изолированной области, где
встретились и перемешались итальянские, немецкие и славянские традиции.
В число бенанданти входили мужчины и женщины, родившиеся "в сорочке",
то есть в оставшейся вокруг тела и особенно головы внутренней оболочке
плода. Это было знаком не только бенанданти, но и сверхъестественных
способностей к ИСЦЕЛЕНИЮ тех, кто подвергся колдовским чарам, а также
способности распознавать ведьм. Некоторые бенанданти сохраняли свои
"сорочки" и носили их в качестве амулетов или талисманов на шее.
Задачей бенанданти было служить Церковные службы в своих деревнях в дни
постов и во время смены времен года, на которые приходятся
солнцестояния и дни равноденствия. В полночь, обычно на четверг, но
иногда и на пятницу или субботу в Дни поста, их созывал грохот
барабанов, а бывало (как гласит предание) — и ангелы. Если они не
откликались сразу и запаздывали, их жестоко били. Они покидали свои
тела, и их духи принимали форму бабочек, мышей, кошек и зайцев (см.
МЕТАМОРФОЗЫ). Они отправлялись в долину Иосафат, в самом центре мира,
где встречались с армией ведьм и колдунов, также в облике духов.
Бенанданти вооружались стеблями фенхеля, известного своими исцеляющими
свойствами; оружием ведьм были стебли сорго, разновидности проса,
возможно, отождествлявшие с МЕТЛАМИ. Противоборствующие армии духов
сражались на протяжении часа или нескольких часов, избивая друг друга
этими стеблями. Если побеждали бенанданти, в течение года урожаи были
обильными. В случае победы ведьм, в пору созревания и уборки урожая
должны были не прекращаться бури и ожидался неминуемый голод. После
"игрищ", как назывались такие сражения, бенанданти и ведьмы ходили
вокруг домов, ища чистой воды, чтобы напиться. Ведьмы, если ничего не
находили, врывались в погреба и опрокидывали винные бочки или выпивали
вино и мочились в бочки. До крика петуха духи должны были возвратиться
в свои тела. Если они этого не делали или если их тела во время
отсутствия душ оказывались перевернутыми на живот, они лишь с большим
трудом могли вновь войти в тело или же не могли вернуться вообще. В
таком случае души были вынуждены бродить по земле до тех пор, пока их
телам не приходило время умереть. Истоки культа бенанданти неизвестны;
корни его, по всей видимости, уходят в древность. Представление о том,
что можно покинуть тело и вести битву в духовном измерении, в облике
животного, по своей природе является шаманским. Культ бенанданти может
быть одной из ветвей культа ДИАНЫ, известного в Италии с конца XIV
века. Поклонники Дианы по ночам устраивали мирные шабаши и не были
связаны с дьявольскими обрядами, в чем позднее их обвиняла церковь.
Обряды бенанданти не имели ничего общего со знаменитыми шабашами ведьм,
а были исключительно земледельческими по своей сути и отличались
эмоциональной напряженностью. Бенанданти считали себя воинами в благой
борьбе, оберегающими посевы и защищающими свои деревни от козней ведьм.
Этот культ продолжал существовать, несмотря на то ли магические, то ли
святые обряды, которые совершала церковь, чтобы защитить посевы, такие
как окропление полей святой водой, воздвижение креста и крестные ходы и
молебны по торжественным дням. По-видимому, бенанданти были уверены,
что их способы более эффективны. Языческий по природе, этот культ к
концу XVI века все же вобрал в себя элементы христианства. Бенанданти
выходили на битву с представителями дьявола во имя служения Христу и
Господу Богу. Бенанданти привлекли к себе внимание церкви в 1575 году,
когда до священника в Браццано дошли слухи о некоем человеке из
Чивдале, Паоло Гаспарутто, который умел исцелять заколдованных людей и
который "по ночам слонялся по округе с ведьмами и домовыми". Вызванный
и допрошенный священником, Гаспарутто сознался, что в дни постов
покидал свое тело, добавив, что, помимо сражения, они прыгали,
танцевали и катались на животных. Священнику все это показалось
зловещим, похожим на шабаш ведьм, и он вызвал инквизиторов. С 1575 по
1644 год в этой области было проведено множество допросов и процессов.
Церковные инквизиторы прилагали все усилия, чтобы связать бенанданти с
ведьмами и заставить их признать свое участие в шабашах ведьм (которые,
как говорили, устраивались в каждую ночь на пятницу, а не только в дни
постов), в том, что они должны были отречься от Христа и отдать свои
души дьяволу. За малым исключением, бенанданти стойко отвергали эти
обвинения. Также они настаивали на том, что быть бенанданти отнюдь не
препятствует регулярному посещению церкви и христианским молитвам. По
их словам, они должны были выходить на это служение потому, что
родились "в сорочке". Они проходили посвящение в зрелом возрасте и,
прослужив около 10 или 20 лет, освобождались от своих обязательств.
Тогда как от одних бенанданти требовалось выходить в каждый день поста,
другие, по их словам, выходили лишь раз в несколько лет. Однако
некоторые говорили, что их призывали всякий раз, когда ведьмы "творили
зло". Одни утверждали, что знают тех, кто является бенанданти и кто —
ведьмами, тогда как другие говорили, что не знают таких людей, но могут
распознать как тех, так и других в облике духов. Большинство заявляли,
что не могут раскрыть имен и даже деталей, имеющих отношение к
сражениям, чтобы не быть в наказание жестоко избитыми. Тем не менее
инквизиторы сумели выявить немало имен как бенанданти, так и ведьм.
Была одна сторона ночных путешествий бенанданти, которая больше, чем
остальные, озадачила инквизиторов: оставление тела. К концу XVI века
инквизиторы и демонологи только приступили к исследованию проблемы
реальности шабашей ведьм, утверждая, что все это — лишь галлюцинации.
Но бенанданти настаивали на том, что их духовные сражения происходили
на самом деле; что они покидали тело и перемещались в облике духов, а
также могли принимать вид животных. По их словам, во время сражений они
не чувствовали боли. Некоторые рассказывали, что покидали тело после
того, как натирались некоей мазью или маслом, тогда как другие впадали
в обморочное состояние, напоминающее каталептическое. Более
вразумительных объяснений крестьяне дать не могли. Одно описание такого
путешествия духа к долине Иосафат, предложенное в 1591 году Менечино
делла Нота как пересказ сна для того, чтобы избегнуть наказания
инквизиции, приведено в "Ночных битвах" Карло Гинцбурга: "...У меня
было ощущение, что здесь собрались многие из нас, словно в легком
тумане, но мы не знали друг друга, и казалось, что мы как будто
движемся в воздухе подобные дыму и проплываем над водой подобные
дыму... все возвращались домой подобные дыму..." Но инквизиция не могла
принять идею, что душа может покидать тело при жизни и возвращаться в
него. То, что бенанданти принимали облик животных, уверило инквизиторов
в том, что те физически передвигались на животных, и они поспешили
установить, что руководил этим дьявол. До начала церковных
расследований мало кто знал о скрытных бенанданти даже в их родных
деревнях. К тем немногим, которые были известны благодаря своим
способностям исцелять и снимать порчу, не раз обращались за помощью.
Общественное внимание плюс постоянные усилия церкви связать бенанданти
и ведьм в конце концов все же привели к устойчивой ассоциации
бенанданти с ведьмами. К 1623 году церковь добилась от бенанданти
признаний в том, что они участвовали в шабашах ведьм. За этим
последовали еще более тяжкие признания в сделке с дьяволом (см. ДОГОВОР
С ДЬЯВОЛОМ), осквернении креста, вампиризме и отречении от христианской
веры. То, что некогда было исключительно земледельческим обрядом,
оказалось превращено в обряд поклонения дьяволу. Несмотря на успех,
церковь не слишком энергично преследовала бенанданти. Многие процессы
так и не были завершены, так же как не применялась пытка. Наказание,
если и назначалось, было мягким — тюремное заключение или изгнание.
По-видимому, бенанданти были раскрыты, когда во многих странах Европы
уже преобладало скептическое отношение к ведьмам. Последний крупный
процесс над бенанданти проходил в 1644 году. Несколько разрозненных
попыток инквизиторского расследования было предпринято в конце XVII
века, но сами процессы были отменены. См. также ОБОРОТНИ; ДИКАЯ ОХОТА.






[ Вернуться назад ]

Энциклопедия Ведьм и Колдовства

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5118" > БЕНАНДАНТИ (benandanti) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.25 секунды